Специалисты-медики, выступая в газетах, по радио и телевидению, призывают нас не затягивать болезни, при первых симптомах недомогания обращаться к доктору. В том, что некоторые врачи смотрят на пациентов как на личных врагов, мне пришлось убеждаться не раз
Канули в Лету воспоминания о настоящем семейном докторе; но таких мне все же посчастливилось знать. Долгое время на нашем участке работала добросовестная и заботливая Джана Романовна Криницкая (вечная ей память!). Она знала и помнила недуги каждого, искала связь между заболеваниями членов семьи. Когда я жаловалась на «голову в тисках», врач обязательно выслушивала сердце, пальпировала живот, направляла на анализы, «дабы избежать осложнений». Я по молодости злилась по поводу излишней заботы, но выполняла рекомендации. Это, видимо, и были профилактические мероприятия, которые позволяли выявлять хвори на начальной стадии.
А что прикажете делать? Скорая не едет, ссылаясь на то, что в дневное время больных должны обслужить врачи поликлиники. Терапевт же при посещении раздраженно, чуть ли не прямым текстом заявляет, что старушка, мол, и так задержалась на белом свете.Не выдержали у «старушки» нервы, и она потребовала сменить участкового врача . Теперь наблюдается у другого доктора. С виду совсем девочка, а всегда участливо и внимательно выслушает, поможет, напомнит выписать заканчивающиеся лекарства. Найдет нужные слова, чтобы поддержать морально.Я же продолжаю наблюдаться у нерадивого участкового. Дважды посетила его после направления онколога на ФГДС. И… никаких записей в медицинской карте на этот счет, нет направлений на анализы и уж тем более — расспросов о самочувствии. Доктору безразлично, что мне больно, что все чаще тошнит после приема пищи, что я то поправляюсь, то резко худею.
Ходить к участковому я перестала — ноги не ведут. Но кому сделала хуже? Врачу спокойнее: на одного пациента в очереди меньше, показатели улучшились. А каково мне? Вот и спешу к аптекарю за советом или к бабке-целительнице: авось, поможет…Однако взяться за перо меня заставил не собственный опыт общения с врачами. Домой на выходные приехала дочь (работает в Минске, а регистрация у нее другая). Несколько дней ее мучили приступы боли в животе. Я отправила к доктору, твердя, что стыдно так запускать себя в 20 лет.
Но участковый терапевт заявил, что дочь симулянтка, что у него «хватает своих больных, а минчане пусть лечатся в столице», что никакого больничного он ей не даст, дескать, не положено. Да и для обследования его предоставлять не надо. Звоню в поликлинику; мне советуют обратиться к и. о. заведующей терапевтическим отделением. Доктор (дай Бог ей здоровья и успехов в нелегком труде) за 5 минут все расставляет по своим местам: пациентке открывают больничный лист, направляют на анализы и другие исследования.
Сегодня все позади: конфликт разрешен, беспокойство за состояние дочери уменьшилось. Но захочется ли девчонке еще раз идти к доктору, если за одно только желание ощущать себя здоровым человеком и найти причину недомогания так прокатили? Как можно оскорблять недоверием пациентку, обвиняя ее в увиливании от работы? Стоило ли беспокоить заведующую, у которой, возможно, были более важные дела? Почему участковый терапевт просто не выполнил профессиональный долг? Возможно, сделать это помешала негласная инструкция о «хороших показателях»?
Можно ли изменить такую философию? Что сделать, чтобы в медицину приходили лишь способные к гуманному, жертвенному труду? Как должна оцениваться работа врача? Наверняка не по количеству посетивших его кабинет, а по числу исцелившихся. И неужели априори неизбежно некое психологическое противостояние между доктором и пациентом? Как достичь взаимопонимания между ними?
Хотелось бы услышать на сей счет мнения читателей «Медвестника» — врачей и пациентов.