Рента и пожизненное содержание с иждивением

«Рента и пожизненное содержание с иждивением» — так называется глава Гражданского кодекса, регулирующая опеку над одинокими людьми с целью наследования их жилплощади.

Эта глава появилась в ГК РБ в 1999 году, но до сих пор еще не нашла широкого применения в стране. Как говорят специалисты, главная проблема в том, что договор пожизненного содержания с иждивением по-прежнему остается алеаторным, то есть рисковым. Причем для обеих сторон.

По мнению риэлторов, сегодня в Беларуси сложились весьма благоприятные предпосылки для широкого применения договоров пожизненного содержания с правом наследования жилплощади. С одной стороны, сформировался крепкий дефицит жилья, а с другой — значительным количеством этого жилья владеют одинокие пожилые люди, которые не в состоянии за пенсию оплачивать коммунальные платежи да еще и нормально питаться. Иными словами, есть немало нуждающихся в жилье молодых людей и есть немало нуждающихся в уходе стариков. Но почему они не спешат идти навстречу друг другу?

Закон, казалось бы, гарантирует им безопасность в взаимовыгодном сотрудничестве. «Раньше, до принятия нового Гражданского кодекса, свое жилье все, в том числе и старики, могли или дарить, или завещать, — говорит зампредседателя Минского областного суда Ирина Тыневицкая. — Гарантии дожить на своей жилплощади были не совсем твердые, как и получение самой площади. Разное случалось: то попечителей могло быть несколько, то наследник не один. В данном случае договор пожизненного содержания с иждивением как раз кстати». По мнению риэлторов, такие договоры могли бы снять напряженность с жильем в стране и несколько сбить подскочившие цены на него. Но, как и в любом другом договоре, каждая сторона ищет в нем свою выгоду: пожизненный содержатель желает легально и на законных основаниях получить крышу над головой, а старики — достойно дожить свой век.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Больше не неизлечима: врачи научились бороться с СМА

«Новая глава, несмотря на то, что прошло уже пять лет, только сейчас начинает по-настоящему работать, гарантируя пожилым людям не только присмотр и некоторую обеспеченность, но и открывая недоступные ранее возможности к лучшей жизни, — говорит заведующая 1-й Минской областной государственной нотариальной конторой Лилия Мороз. — Да, они испытывают материальные затруднения, но при этом располагают на правах собственности жилплощадью. И их можно понять. Почему не воспользоваться шансом? Тем более по статье 555 Гражданского кодекса договор пожизненного содержания с иждивением подлежит обязательному нотариальному удостоверению и государственной регистрации. А сам термин «рента» означает всякий регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий осуществления предпринимательской деятельности». Значит, заключив такой договор, пожилой человек может получить еще и некоторую прибавку к пенсии. «Это возможно, — дополняет Лилия Мороз. — Конечно, при условии правильного оформления необходимых документов. Согласно ст.572 ГК РБ по договору пожизненного содержания с иждивением получатель ренты передает принадлежащий ему жилой дом, квартиру или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением хозяина жилплощади или даже указанного им лица».

Согласно данным, сегодня в Минске проживают более 2 тысяч одиноких стариков. За год нотариальные конторы регистрируют не более 50 договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением. Правда, почти в пятой части таких соглашений возникают судебные споры. Это достаточно много и в какой-то степени тормозит развитие системы предоставления взаимовыгодных услуг. По мнению председателя суда Московского района Анатолия Савича, в таких исках ничего страшного нет, их провоцирует банальная правовая неграмотность.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Пинске ищут льготников для растаможки квадроциклов. Комментарии налоговой и милиции

Вот примеры. 80-летняя старушка заключила договор с нотариальным удостоверением, но не представила его в агентство по государственной регистрации и земельному кадастру и не указала, что у нее есть наследники. Пожизненный содержатель был человеком честным и порядочным. Делал все возможное, чтобы скрасить старость. А вот о свидетелях он не подумал. Объявившаяся наследница расторгает договор и свидетельскими показаниями в суде доказывает, что старушку обрекали чуть ли не на голодную смерть. Доказать обратное содержатель не смог. Не один год шел судебный спор между сестрой умершего рентополучателя Е. и ответчиком В., который даже похоронил старушку за свой счет. Истица же решила забрать квартиру, указывая на психическое заболевание почившей, которая официально не была признана недееспособной. В итоге стороны пришли к мировому соглашению: продали квартиру и деньги поделили пополам.

Можно привести и примеры недобросовестного отношения к своим обязательствам содержателей. Это, считают юристы, создает препятствия для широкого применения такого договора. Преодолеть все возможные препятствия можно безболезненно для обеих сторон, если сопровождение подобных договоров возьмут на себя риэлторские фирмы. Они и чистоту сделки могут проверить, и все юридические нюансы учесть. Правда, риэлторы пока не интересуются этим сегментом рынка недвижимости, предпочитая более простые и быстротечные сделки.

Источник: БЕЛОРУССКАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *