Республиканский мониторинг выявил многочисленные проблемы в системе назначения лекарств больным в белорусских стационарах. В чем причина – некомпетентности и халатности врачей или в задаче «посчитать медицину»?
Согласно мировой статистике, побочные реакции применения лекарственных средств занимают 4-6 место в мире среди причин смертности, при этом более половины из них можно предотвратить. Сделать это призвана в том числе клиническая фармакология – наука, которыя изучает взаимодействие лекарственных средств с организмом человека. Очевидно, что каждый врач независимо от специализации должен хорошо знать основы клинической фармакологии. Но как раз с этим в Беларуси дела обстоят плохо.
Кто контролирует назначения врача?
Медицинским учреждениям не хватает клинических фармакологов в штате, а имеющимся специалистам, в свою очередь, недостает административного ресурса, чтобы влиять на формирования лекарственных запасов больниц и вести работу с врачами.
И хотя должность клинического фармаколога была ввведена в белорусских больницах и поликлиниках уже несколько лет назад, проблема эта не решается и даже более того, углубляется.
Об этом шла речь на международной нацино-практической конференции «Фармакоэкономика социально-значимых заболеваний», прошедшей в Минске 18 мая.
Как ометила в своем выступлении главный внештатный специалист по клиничекой фармакологии Минздрава Лариса Гавриленко, проблема кадров остается острой. Так, к примеру, на лечебном факультете обучение клинической фармакологии студентов медвузов занимает всего 6 лекционных часов. За последние 3 года резко сократилась продолжительность обучения клинических ординаторов. Вообще не преподается клиническая фармакология ординаторам, интернам и аспирантам.
Как это влияет на эффективность применения лекарств в наших больницах и поликлиниках, на отслеживание и снижение побочных эффектов?
По оценке Ларисы Гавриленко, вопросы «регистрации и профилактики побочных реакций лекарственных средств все еще не получают должного внимания врачей… В целом они не проявляют активность в предоставлении информации о выявленных побочных реакциях. А в организациях, где нет штатного врача-клинического фармакогола, такая работа вообще не проводится».
Насколько хорошо медики знают лекарства?
Более того, как показало анонимное анкетирование, проведенное в нескольких крупных больницах страны, врачи порой не владеют необходимой информацией. К примеру, в отдельных больницах как недостаточный оценили свой уровень владения методологией более 70% опрошенных врачей. Оставляет жедать лучшего уровень владения терминологией (до 75% опрошенных считают его недостаточным) и новой информацией о безопасности лекарств (до 40%).
Все эти проблемы приводят, в частности, к тому, что в белорусских стационарах все острее стоит проблема антибиотикорезистентности (устойчивости микробов к применяемым антибиотикам). При оценке применения антибиотиков были выявлены «множественные случаи нерационального применения, частой и необоснованной смены системных антибиотиков, использование малоэффективных режимов дозирования» и другие недостатки.
Не решена и проблема полипрогмазии — одновременного назначения (причем часто неоправданного) больному многих лекарственных веществ. Установлены факты рутинного подхода к согласованию назначения 5 и более препаратов одному больному.
При этом о последствиях этих недостатков судить сложно. «Экспертиза проведенной фармакотерапии выписанных и умерших пациентов должным образом проводится лишь в больницах, где есть штатный клинический фармаколог», — отметила специалист.
Брендовые препараты исчезнут из стационаров?
Впрочем, в вопросе конроля за назначением лекарственных препаратов в больницах и поликлиниках есть и другая сторона – экономия бюджетных денег.
В стране действует республиканский формуляр лекарственных средств, которые ежегодно принимается Минздравом. Это список лекарств с доказанной эффективностью, которые наиболее экономически выгодны с точки зрения расходования госсредств. В него внесены около 800 наименований (всего в РБ их зарегистрировано 6 тыс.).
Однако в большинстве стационаров при закупке лекарств формуляра не придерживаются. «Практически во всех проанализированных стационарах закупаются лекарственные средства, не включенные в республиканский формуляр, существует практика закупки лекарственных средств импортного производства (нередко оригинальных) при наличии на рынке нескольких белорусских аналогов. Это ведет к неоправданному увеличению расходов на второстепенные лекарственные средства и дорогостоящие брендовые препараты (при наличии зарегистрированных генериков, в т.ч отечественного производства)», — отметила представитель Минздрава.
Сегодня власти Беларуси активно развивают отечественную фармпромышленность. В отрасль сделаны внушительные финансовые вливания, активно идет освоение производства генериков. Геренрики, которые соответствуют оригинальным препаратам по активному началу (при этом вспомогательные вещества могут быть другими), привлекательны в первую очередь своей низкой ценой. Но сопоставимы ли они с оригиналом по эффективности? Почему медики чаще делают выбор в пользу оригинального препарата?
Битва за рынок
За последние 4 года на рынок Беларуси выведено 537 новых отечественных лекарственных средств. Однако очевидно, что в имидже многие из них пока уступают импортным. Логично, что следующим этапом становится активная популяризация белорусских лекарственных средств государством. «Мы упустили работу с врачебным персоналом. Создавая новую фармацевтическую промышленность, мы не вложили это в уши клиницистам», — признал в беседе с «Ежедневником» замдиректора Департамента фармацевтической промышленности Минздрава Виктор Шеин.
По его мнению, предпочтения медиков в пользу назначения импортных лекарств при наличии белорусских аналогов в некоторых случаях объясняются их ангажированностью либо отсутствием информации и рутинной привычкой. Утверждения о том, что некоторые генерики уступают оригинальным импортным препаратам по эффективности, Шеин назвал «надуманными» и имеющими целью «опорочить белорусское».
Сегодня Минздрав заявляет о необходимости внедрения принципов фармакоэкономики в систему лечения, иными словами, Беларуси нужно «посчитать медицину».
Однако некоторые эксперты считают такую формулировку не совсем корректной. Ведь самое главное в генерике – его эквивалентность оригинальному препарату по своей лечебной активности.
Так, по мнению Директора центра оценки технологий в здравоохранении РАНХтГС при президенте России Виталия Омельяновского, говорить об одной лишь экономии средств, когда речь идет о здоровье людей, неэтично. «Мы не должны верить индустрии», — подчеркнул эксперт, ведь важен не только мгновенный , но и отдаленный эффект от применения генерика . «При оценке генерического препарата важно не только различие по цене (при едином сравнимом уровне безопасности и качестве), но и то, сколько стоит дополнительный эффект лечения при сопоставлении с другими препаратами. Это означает, что мы изучаем влияние препарата на продолжительность жизни, предотвращение обострений и др. Вопрос не сиюминутный», — подытожил эксперт.
«Будущее нашей фармацевтики – это развитие по инвестиционно-инновационной модели, – подтверждает и Алексей Сычев, председатель Наблюдательного совета Союза «Медицина и фармацевтика – инновационные проекты», председатель совета директоров компании NatiVita. – Роль фундаментальных исследований в этом процессе крайне важна».
В любом случае, очевидно, что на фоне роста белорусской фармпромышленности и общего падения рынка лекарственных средств вследствие кризиса конкурентная борьба за рынок между отечественным и импортным будет обостряться. О ее результатах мы сможем судить по ассортименту аптек и лекарствам, которыми нас будут лечить в стационарах.