Врач Детского хирургического центра Егор А., на которого напал муж пациентки, полон решимости отстаивать свое право на безопасный труд. Между тем, как удалось выяснить «Белорусским новостям», нападения на врачей в Беларуси не такая уж редкость, а количество подобных инцидентов увеличивается год от года.
Егор А. пострадал, по большому счету, за доброту. В Детский хирургический центр попал младенец, с ним, естественно, положили и маму. Женщина кормила ребенка грудью и у нее возникли сложности с лактацией. Доктор помогал женщине массажем. Муж женщины столь близкий контакт врача с пациенткой воспринял с недовольством и написал жалобу в Министерство здравоохранения.
Егора А. удивило в этой ситуации больше всего вот что: «Супруга написавшего жалобу ни разу не высказывала недовольства проводимым лечением. При этом жалобы своего мужа она завизировала».
В день, когда комиссия из Министерства здравоохранения прибыла в больницу, там же оказался и недовольный супруг, не раз грозивший врачу. Он пришел в приемный покой Детского хирургического центра, где дежурил доктор, и напал на него. Сотрудники больницы вызвали милицию. Егор А. получили закрытую черепно-мозговую травму и легкое сотрясение мозга. Пролежал неделю в больнице скорой помощи. Затем еще неделю дома на больничном.
Между тем жалоба пациента была разобрана, признана необоснованной, а действия доктора с медицинской точки зрения признаны обоснованными. Егор А. написал заявление в милицию, но пока дело не возбуждено. При этом врач заявляет, что вне зависимости от того, будет либо нет возбуждено дело против напавшего на врача мужчины, подаст иск о защите чести и достоинства.
Егор рассказывает: «С врачами нынче обращаются без всякого уважения и воспринимают их как обслуживающий персонал. При этом, обратите внимание, если вы поднимите голос, не то что руку, на продавца в магазине, то вам ответят так, что мало не покажется. Проблема в том, что врач абсолютно бесправен и не может защищаться. Вообразите себе доктора, который дает сдачи своему пациенту. Мне повезло, что мое руководство понимает ситуацию. Однако не редкость, когда в случае конфликта именно врачу устраивают публичную порку и на него налагают взыскания, не особенно разбираясь в конфликте».
Можно рассуждать о том, что пациент часто чувствует себя беззащитным, можно нарекать на недостаточно человечное отношение некоторых медиков к пациентам. Однако при этом необходимо помнить, что в Беларуси не хватает врачей, а в Минске существует их тотальный дефицит. Зарплата врачей не соответствует интеллектуальным, физическим, моральным затратам, а также социальной значимости труда и риску, которому подвергаются медики. При существующей нагрузке на наших врачей, а также социальной неустроенности многих из них, медики не в состоянии вести душеспасительные разговоры с пациентами, а порой им некогда проявить и обычное человеческое участие.
Между тем все эти обстоятельства не делают проблему нападения на врачей менее значимой. Как можно предотвратить нападения на медика? Егор А. заметил, что можно организовать в приемных покоях детских больниц милицейские посты, чего пока нет: «Все-таки лучше, если милиция будет дежурить в детских больницах так же, как и во взрослых. Порой с родственником пациентов возникает проблем больше, чем с ним самим».
Заместитель председателя республиканского комитета Белорусского профсоюза работников здравоохранения Вячеслав Граньков считает, что только наличие милицейских постов проблему не решит. Отношение к врачам — это отражение отношения одних людей к другим, то есть в целом культуры общества, подчеркивает он.
Кроме того, Вячеслав Граньков обратил внимание — невозможно посадить милиционера в каждую машину скорой помощи или приставить к каждому участковому врачу. При этом больше других от нападений во время службы страдают как раз работники скорой медицинской помощи и медики, которые ходят на визиты к пациентам домой: «Медицинская сестра или участковый врач, получая вызов, часто не знают, что их ожидает. Не исключено, что по адресу будут находиться люди в алкогольном, наркотическом опьянении. Также неизвестно, кого встретит медработник по дороге. Безусловно, сотрудники и скорой помощи, и участковой службы относятся более других к группе риска».
Численность случаев, когда медики на работе становятся жертвами в результате противоправных действий, увеличивается. Если в 2006 году в Беларуси таких случаев было зарегистрировано 11, в 2007-м — уже 12, в 2008 году — 21. Речь идет только о тех ситуациях, когда медработник пострадал, находясь на своем рабочем месте. 13 из 21 потерпевшего — это работники скорой медицинской помощи.
Медики получают на службе удары по голове, им ломают кости, их кусают собаки. Это особенно распространено в сельской местности и в частном секторе в городах.
Среди случаев нападения есть и банальные «дай закурить». В особой группе — нападения на психиатрические бригады во время визита к психическому больному.
Случается, что родственники нападают на врачей, как дома, так и в больнице. Например, в прошлом году был случай, когда во время визита на дом к ребенку мать толкнула врача, который ударился о дверь и получил травму. В другой семье мужчина так ударил пришедшего к его жене доктора, что тот получил перелом лучевой кости.
В приемном покое одной из больниц Гомельской области сразу два врача получили телесные повреждения в результате конфликта с пациентами. Кстати, врачи сумели постоять за себя в суде — им компенсировали моральный ущерб в сумме по три миллиона каждому.
Расследованием каждого случая, подчеркнул Вячеслав Граньков, занимается Белорусский профсоюз работников здравоохранения. «Очень трудно принять какие-то профилактические меры. Мы живем в том обществе, в котором живем, и никто не может избежать, в том числе и медики, приступов агрессии со стороны неуравновешенных или больных людей. Особенностью профессии врача является общение с нездоровыми людьми. Врач находится в группе риска. Безусловно, у человека, который сидит в кабинете и работает с бумагами, меньше шансов получить производственную травму, чем у врача, который ходит на визиты», — говорит Вячеслав Граньков.
Между тем врачи имеют конституционные права, как и все мы. Профессиональные права медиков прописаны в том числе в законе «О здравоохранении». Например, оговариваются такие права, как обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда, страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред жизни или здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. При этом реализация прав, прописанных в законе, нуждается в дополнительных подзаконных актах.
Например, страхование врачебной ошибки пока является малораспространенным явлением в Беларуси. Между тем такая страховка могла бы обезопасить и врача, и пациента. «Если вред причинен в силу особого течения заболевания, наследственной предрасположенности или по каким-то другим причинам, в этом случае пациент имеет возможность получить нормальную компенсацию», — говорит Вячеслав Граньков..
Проблема в том, что на страхование работников не выделяется государственное финансирование, а, как известно, большинство белорусских медиков работают в государственной медицине. В результате страхование врачебных ошибок происходит, как правило, из внебюджетных средств.
Медики, как и другие работники, подлежат обязательному страхованию. Все наниматели заключают договоры страхования от несчастных случаев на производстве с «Белгосстрахом».
И все же проблема того, что пациент может напасть на врача, когда тот помогает ему, часто лежит в тонкой сфере морально-нравственных отношений. В белорусском обществе, считает В. Граньков, размыто имевшееся ранее уважительное отношение к профессии врача. С одной стороны, говорит он, переход на партнерские отношения врача и пациента — это современный подход, а медицинская помощь справедливо является услугой. С другой — это же является также одной из причин того, что население не воспринимает врача как неприкасаемую личность.
Вячеслав Граньков подчеркнул, что не ратует за какое-то особое отношение к врачам, но против того, что в нашем обществе в принципе возможно выяснение проблем силовыми методами. Чтобы выразить свои претензии к врачу, в нашей стране и без того достаточно возможностей.
«Пациенты могут воспользоваться горячими линиями, которые работают во всех учреждениях, управлениях и Министерстве здравоохранения; каждый пациент может написать жалобу и обратиться в суд, в конце концов. А вот у врача, к сожалению, таких возможностей гораздо меньше. И пользуются ими медицинские работники крайне редко, в силу традиционного в медицине отношения к пациенту, основанного на принципах сострадания и гуманизма», — подчеркнул Вячеслав Граньков.
Елена СПАСЮК, Белорусские новости