Бизнес открыт для найма людей с ограниченными возможностями. Но есть ряд нюансов

Правительство обеспечивает людям с ограниченными возможностями дополнительные гарантии в области занятости. Компании также хотят содействовать их интеграции в активную жизнь общества. Однако бизнесу кажется, что подходы в данном направлении недостаточно сбалансированы. Все это тормозит формирование инклюзивного белорусского общества, следует из письма компаний-участников Сети Глобального договора в Беларуси.

В настоящее время, в большинстве своем, люди с инвалидностью работают в отдельных узкоспециализированных организациях. В то же время существует потребность в свободной интеграции таких граждан в различные сферы экономики. Поэтому государство обеспечивает им дополнительные гарантии в области занятости (путем установления ежегодной брони нанимателям для приема на работу; с 1 января 2025 года – квот для приема на работу инвалидов).

Наряду с этим, власти установили перечень гарантий для инвалидов, реализацию которых обязан обеспечить наниматель. Речь идет о сокращенном рабочем дне для инвалидов I и II групп (7 часов, не более 35 часов в неделю) и сохранении оплаты труда, как у людей со стандартной занятостью. Предписывается особый режим труда и отдыха: после 3 часов работы – обеденный перерыв продолжительностью 1 час; два перерыва для отдыха по 15 минут (первый перерыв – через 1,5 часа работы, второй перерыв – после 4,5 часов работы; суммирование перерывов в один не допускается). Минимальная продолжительность основного отпуска составляет 30 календарных дней. Кроме того, запрещены замена отпуска денежной компенсацией и установление испытательного срока при приеме на работу (даже с согласия работника-инвалида). Помимо этого, установлены особые требования к удобной мебели для отдыха, в том числе для отдыха лежа, созданию буфетов с горячим питанием и медпунктов.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Налог в 60 раз больше дохода: почему белорусским льготникам выставляют счета на астрономические суммы

Обязанности, возложенные на нанимателя, использующего труд инвалидов, частично компенсируются государством. Правда, установленные компенсационные меры, по мнению предпринимателей, не стимулируют нанимателей создавать рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

Государство гарантирует нанимателям финансирование и компенсацию затрат на создание рабочих мест (в том числе специализированных), их сохранение, а также финансирование мероприятий по адаптации работников-инвалидов к трудовой деятельности.

В то же время финансирование расходов на создание специализированных рабочих мест предоставляется только для бюджетных организаций. Для остальных же предприятий возможна только компенсация уже понесенных расходов на создание рабочих мест, и только при соблюдении определенных условий (обеспечение мест для инвалидов в количестве не менее 3%, выполнение заданий по трудоустройству от исполкомов, гарантированная работа инвалидов не менее 3 лет).

Комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Мингорисполкома ежемесячно компенсируют нанимателям затраты по оплате труда инвалидов (вне зависимости от группы инвалидности). Но суммы компенсаций ограничены величиной минимальной заработной платы, а именно 554 рублями, что бизнесу представляется «крайне недостаточным».

Льготы по НДС, налогу на прибыль, налогу на недвижимость могут быть реализованы только организациями, в которых численность сотрудников с инвалидностью составляет не менее 30%. Тем самым создаются неравные условия для микро-, малых и крупных предприятий. Последним обеспечить необходимую минимальную долю фактически невозможно, говорится в письме.

Отдельно упоминаются проблемы создания доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Так, арендатор не вправе самостоятельно проводить какие-либо работы, связанные с обустройством прилегающей территории (обустройство пандуса и поручней, парковочного места для автотранспорта инвалидов, расширение входной группы, понижение бордюрного камня и так далее). В зданиях, представляющих собой историко-культурную ценность, арендатор не может выполнять не только работы, перечисленные выше, но и работы по обустройству санузлов. При изготовлении табличек со шрифтом Брайля, мнемосхем самостоятельно без обращения к специалистам достаточно проблематично убедиться в корректности информации, указанной на данных носителях, и оценить качество выполненной подрядчиком работы. Имеются сложности с установкой речевых информаторов, поскольку «необходимо детально продумать их расположение на всем пути следования инвалида и заложить данные устройства в конструкцию помещений с уже встроенным ранее оборудованием».

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Можно ли привлечь к ответственности лиц, оформляющих авто на подставных субъектов

В то же время для компаний предусмотрены штрафные санкции при оформлении трудовых отношений с инвалидом. Так, например, необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду в счет брони, может повлечь административную ответственность в виде штрафа от 20 до 50 базовых величин.  А невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью влечет штраф от 5 до 50БВ, а на юридическое лицо – до 100БВ.  За нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицо, обязанное их соблюдать, может недосчитаться до 30 БВ, индивидуальный предприниматель – до 200 БВ, а юрлицо – до 500 БВ.

Тем не менее, несмотря на все сложности, у компаний есть понимание значимости интеграции инвалидов в жизнь общества и желание участвовать в этом процессе – нанимать на работу людей с инвалидностью. Однако, по мнению бизнеса, этому препятствуют «несбалансированные между собой обязанности, возложенные государством на нанимателя, и компенсационные меры государства». Поэтому потенциал инвалидов остается нераскрытым. Предприятия и банки предлагают для выработки предложений, направленных на стимулирование инклюзивного найма, включить представителей Сети Глобального договора в Беларуси (в лице ее наиболее активных участников, уже сегодня нанимающих инвалидов на работу) в состав Общественно-консультативного совета при Минтруда и соцзащиты и Республиканского межведомственного совета по правам инвалидов.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Беларуси могут законодательно разрешить службе занятости направлять родителей детей-инвалидов на обучение

Источник ilex.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *