Трудный или легкий 2013 год подходит к концу. Президентом он был объявлен Годом бережливости. Есть повод узнать, как в этом году затягивали пояса белорусы. Кто-то экономил на электроэнергии или продуктах питания, другие ограничивали себя в покупке нового автомобиля. В предновогоднем проекте «Истории бережливости» TUT.BY выясняет, на чем экономят белорусы. Нашими героями станут актер, сельский житель, пенсионер…
У этой семьи много причин для экономии. Во-первых, оба супруга – с инвалидностью. А поэтому их месячный доход в основном состоит из пособия по инвалидности. Во-вторых, у них есть дети, то есть на пенсию нужно обеспечить не только себя, но и двоих малышей.
Мы приехали к Елене и Сергею в 2-комнатную квартиру, которая находится в спальном районе Минска. Они с детьми живут в одной комнате. Шкаф с одеждой, шкаф с книгами и еще один – с посудой, холодильник, телевизор, стол с компьютером и три кровати – все умещается на небольшом пространстве. В коридоре – длиннющий ряд обуви. Во второй комнате живет брат Елены.
Елене 32 года. Она — инвалид ДЦП 1-й, «неработающей» группы. Женщина не скрывает, как получила инвалидность. «В 6 месяцев папа положил меня на снег. Была высокая температура, и делала укол неопытная медсестра – попала в нерв».
На шкафу в комнате – пакеты с вещами. Сожитель Елены Сергей говорит, что это еще ничего: «Я как пришел, здесь были горы «шмоток». Мама Елены собирала все. Знаете, когда человек войну пережил, то складирует вещи – вдруг пригодятся. Вот как сейчас на Украине, кто знает, что там дальше будет…»
Сожителем Сергея получается называть с трудом. Вместе мужчина и женщина уже 9 лет. Главные приобретения за это время – 2-е детишек: семилетний Саша и двухлетняя Нелли.
Елена по хозяйству может управиться не со всем и многое делает Сергей. Например, на нем готовка, замена памперсов.
Сергею с этим нелегко. Он — инвалид второй группы, при которой, правда, разрешается работать. Мужчина почти не говорит о своей истории: «В 1975 году у меня была черепно-мозговая травма». Голова Сергея буквально исполосована шрамами. Одна рука не действует. Вместе с тем с детишками Сергей управляется легко.
Официально отношения в семье не оформлены. Формально Елена — мать-одиночка, поэтому получает пособие на старшего ребенка: 543 тысячи в месяц. «Если мы распишемся, я автоматически потеряю эти деньги, и на Нелли после трех лет не будут давать ни копейки».
18 числа каждого месяца Елена получает пенсию по инвалидности — 1,45 млн и «Сашкины» 543 тысячи. С этих денег семья платит за квартиру. “Выходит примерно 500 тысяч, потому что воды мы потребляем много – все время стираем”, — рассказывает Сергей. “Да, у нас много кубов идет. Только за воду отдаем 120-150 тысяч. В ноябре потратили 22 куба, и за квартиру вышло 700 тысяч. За октябрь заплатили 396 тысяч без света и телефона”.
Елена, как она выражается, “любителька поговорить по телефону”. Муж сразу ее оправдывает: “Ей не хватает общения, поэтому звонит подругам. Летом еще может съездить куда-нибудь…”
Кроме коммунальных расходов, пенсии Елены и пособия на старшего ребенка хватает на садик и на «пожить неделю».
Пенсия по инвалидности матери — примерно 1,45 млн.
Пенсия отца — 1,47 млн рублей.
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет — 2,2 млн рублей.
Пособие на ребенка для матери-одиночки – 543 тысячи рублей.
Итого: около 5,5 млн рублей.
За детский садик для Нелли платить нужно только 100-200 тысяч в месяц, потому что она редко туда ходит.
25-го числа Елена уже “бежит за Неллькиными”. Пособие по уходу за ребенком до 3 лет составляет почти 2,2 миллиона. Этих денег хватает примерно еще на две недели. Потом в ход идет пенсия Сергея – 1,47 млн белорусских рублей. “Вначале, как и все, покупаем, что нужно и что не нужно. Сын, особенно когда идет в магазин с мамой, все ноет: купи то, купи се. Без мороженого не отвяжешься, — рассказывает Сергей, — С папой не так. Я предлагаю выбрать что-то одно”.
Среди непредвиденных расходов у семьи – пирожные, чипсы. Елена очень любит шашлык и жареную печенку – покупают.
Если в конце месяца денег на прожитье не хватает, залезают в сбережения. «В этом месяце сняли 1,5 миллиона, ведь Новый год же, Дед Мороз должен принести… ну вы понимаете», — загадками говорит Сергей при детях.
Декабрь и август в семье – самые затратные месяцы, когда и приходится снимать деньги со счета в банке. В августе у Елены и сына — день рождения. «Купи два торта и еще чего… Уже сумма. Сейчас сходишь в магазин, 200 тысяч отдашь — и ничего не купишь», — без уныния рассказывает Сергей.
На счету у семьи 9,8 тыс. долларов, которые остались от мамы, и 5 тысяч российских рублей – то, что удалось отложить. «Вот, например, Неллечка родилась, положили на книжку. Теперь снимаем, если нужно. В прошлом месяце у нас сломалась стиральная машина «Аленка», покупали «Атлант». Поставили в комнате новое окно, потому что дуло».
«Мы иногда соки покупаем, нужно детям»
«Пока такого, чтобы не было хлеба-батона, не было. Не бедствуем! Ну, может, на фрукты не хватает, — улыбается Сергей и с легким упреком добавляет, — мама у нас груши очень любит».
А двухлетняя дочка, оказывается, любит бананы. Поэтому два раза в неделю покупается по большой ветке.
Прошу подробнее рассказать, на что еще тратятся деньги. «Мы иногда соки покупаем, нужно детям».
В магазин члены семьи ходят через день. Обычно покупают хлеб, молоко, батон, колбасу или сосиски «подешевле, но и чтобы есть можно было», два творога и сметану. Иногда – булочки и сыр.
«Мы с утра едим бутерброды с колбасой или сыром. Но сыр покупаем обычно в пятницу — на выходные, потому что дорогой. Делаю компот из сухих яблок, — делится Сергей, — Осталось еще Неллькино сухое молоко, из которого по утрам делаем блины на два дня – дети хорошо едят».
К сосискам обычно делают макароны, гречку или картошку с квашеной капустой, которую передает пожилая мама Сергея.
Рыбу в семье едят редко, примерно раз в месяц. Котлеты тоже – 1-2 раза в месяц, если Сергей сделает или привезет бабушка (приезжает примерно 2 раза в неделю). Иногда мужчина готовит мясо по-французски или отбивные. Граммов 400-500 мяса стараются покупать на Комаровке. А еще ездят за покупками в «Евроопт», за одну поездку уходит тысяч 200-300 белорусских рублей и почти час времени только в одну сторону.
Помощь
В магазине у Сергея и Елены, как инвалидов, есть 3%-я скидка на определенные товары. С одного похода получается сэкономить иногда тысячу, иногда рублей 50. Проезд в общественном транспорте для людей с инвалидностью бесплатный и этим они пользуются.
Как уже говорилось, Елена, как мама-одиночка, еще получает помощь на старшего Сашу. Но с недавнего времени в исполкоме от Елены и Сергея требуют, чтобы они расписались. Так что, вероятно, этих денег скоро не будет. Второго детского пособия семья лишится, когда Нелли исполнится три. Останутся две пенсии по инвалидности?
Сейчас семье обещают, что если супруги официально оформят отношения, то раз в три месяца будут получать адресную помощь. Но в это им слабо верится. Сергей рассказывает о своем опыте: «Чтобы получить эту помощь, нужно, чтобы доходы были ниже прожиточного минимума. У меня всегда было на 500 рублей больше этой суммы. Хотя когда минимум менялся, то мне вроде как можно было претендовать на помощь. Пока очередь на помощь поспевала, немного поднимали и пособие по инвалидности. Так целый год я был то имущий, то нет».
Поэтому на адресную поддержку Сергей не надеется. «От изменений законов никто не застрахован. Чего ходить по инстанциям, тут детей нужно смотреть. А распишемся, конечно, запасы иссякнут, будет туговато».
По 10 кусков мыла и покупки на оптовом рынке
Бывает трудно с финансами, если нужно купить одновременно много гигиенических средств. Поэтому их приобретение распределяется. «Стараюсь один месяц купить порошок, второй – средство для ванны, плиты и туалета, а третий мыло – сразу по 10 кусков хозяйственного и 10 детского, — рассказывает хозяйка. — Я очень люблю, чтобы у меня были в запасе порошок и мыло».
Закупаться семья едет на оптовый рынок «Аквабел», где можно приобрести вещи и в розницу. Дорога туда транспортом занимает от дома около двух часов.
Зато цены на оптовом рынке намного ниже, чем по городу. «Если на машине кто едет, то, конечно, разница небольшая. А как на транспорте и проезд бесплатный, то чувствуется». Оптовый рынок закрывается примерно в 15 часов дня, чтобы поспеть, иногда приходится ехать маршруткой – стоит 9 тысяч рублей.
На рынке покупают сразу три пачки памперсов для Нелли – там они стоят на 50 тысяч дешевле, чем на рынке возле дома, подарки, игрушки. Елена рассказывает о стоимости игрушек, которые попадаются ей на глаза: «Бакуганы» у нас на рынке стоят 175 тысяч, а на «Аквабеле» 95. Пластмассовый кот-повторяшка на обычном рынке 220 тысяч, а на оптовом – 85. Напольная мозаика здесь 160, там — 50 тысяч».
Игрушек у детишек очень много. «У меня этого не было, пускай у ребенка будет», — объясняет Елена.
К Новому году на «Аквабеле» для Нелли купили коляску для куколок за 50 тысяч рублей, а Саше – машинку на пульте управления за 395.
В семье рады выгодным покупкам. Единственное, Елена и Сергей немного стесняются, когда возвращаются с рынка: инвалиды, еще и с огромными клунками.
По просьбам наших читателей мы добавляем контактную информацию Елены. Если вы захотели чем-то помочь этой семье, то можете связаться с ней по телефону 8 (017) 275 08 93 (городской).
Марина Воробей / Фото: Александр Корсаков, TUT.BY