Как пережить конец жизни

Алиса Соммер ни на что не жалуется и утверждает, что каждый день в жизни красив и только в старости понимаешь, как прекрасна жизнь. И это притом что она давно перевалила за сотню и очень много пережила. Значит ли это, что оптимист не становится «дряхликом»?

Старая пианистка и тигры с тыквами

Это 12-минутное видео под мрачным названием   «Алиса, танцующая под виселицей» (Alice Dancing Under the Gallows) собрало на момент написания этой статьи 1 226 847 просмотров.

Оно перегнало даже  «Хеллоуин большой кошки» (Big Cat Halloween — 1 092 984), в котором тиграм в зоопарке подбрасывают мячики-тыквы, а они выскальзывают из пасти. Ясное дело, всем весело и любопытно. Если бы тигры могли говорить, они бы, наверно, выразились так: «Р-р-р-р-р! Какой кайф! Догоняешь эту круглую хреновину, только надкусишь, а она хрясь! — и выскользнет. Опять гонка — опять неудача. И наконец крепко схватил в лапы — и надкусил! Гм-м-м… Не очень-то вкусно… Но зато весело!»

Но что такого в этой старой женщине, играющей на фортепьяно в лондонской квартире?

Мы навещаем Алису

Мы с женой, Леной Макаровой , навестили Алису Соммер (по-немецки — Ализу Зоммер) в Лондоне, когда ей был всего 101 год.

Алиса, маленькая и подвижная, встретила нас в прихожей своей лондонской квартиры и тут же усадила пить чай на кухне. И засыпала вопросами. Чем мы занимаемся, что делают дети, почему оказались в Израиле, какова там ситуация и так далее.

Её неуклюжий английский сильно отдавал немецким с примесью чешского. Немного опешившие, мы добросовестно рассказывали о себе. Время от времени мы пытались задавать вопросы, но она их легко перекрывала своими.

В последнее время, когда срок человеческой жизни увеличился, учёные стали выделять первую и вторую старость. Первая — с 70, а вторая — после 80. Если во время первой ещё наблюдается более или менее нормальная жизнь или то, что называют заслуженным отдыхом, то вторую скорее можно назвать кризисом конца жизни. Или попыткой собрать разваливающийся Советский Союз во главе с генсеком Брежневым.

Было видно, что разговор с нами приносит ей удовольствие. Помню, что Алиса звонко смеялась, хотя мы вряд ли могли сообщить ей что-нибудь особенно смешное, хотя бы о той же израильской обстановке, — теракты самоубийц следовали тогда один за другим.

Она нам немного, но опять же с видимым удовольствием поиграла, а потом извинилась — у неё бассейн.

Ощущение какой-то лёгкости и беззаботности не покидало нас всё то короткое время, пока мы были с Алисой. Так мы и вышли на улицу — растерянные, но с лёгкой душой.

Позже, в видеоролике, с которого я начал, Алиса скажет: «Я люблю людей. С ними можно говорить обо всём. Интересно всё про них узнавать».

Игра и оптимизм

«Человек лишь тогда человек вполне, когда он играет», — говорит Фридрих Шиллер, обижая при этом котят, щенят и прочих, включая и тигрят, играющих с тыквами.

Когда-то, давным-давно, маленький сын Федя сказал: «Пап, ты знаешь, почему я буду жить долго — я играть люблю». И стал-таки клоуном (С. Макаров. Что у клоуна впереди?).

Сохраняющаяся у человека до старости исследовательская любознательность, проявляющаяся в виде игры, его «открытость по отношению к миру», как называет её Арнольд Гелен (1940), представляет собой удержавшийся юношеский признак.

— Каждый день в жизни красив, — говорит Алиса. — Я родилась с чувством оптимизма, а если ты оптимист, не жалуешься, видишь только доброе, тогда все тебя любят.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  В Японии появились тренинги для людей, которые за время пандемии и ношения масок разучились улыбаться Так правда бывает? И занятия действительно могут помочь? А улыбаться обязательно?

Алису, рождённую в начале ХХ века, действительно любили все. Она училась музыке у матери, затем у прекрасных учителей, рано начала выступать, гастролировала с сольными концертами по всей Европе.

Зоопарк наоборот

Но вот случилось невероятное: в просвещённой Европе, в самом её центре, был построен зоопарк наоборот: звери посадили людей в клетку. Но отнюдь не для того, чтобы ими любоваться.

Алиса Соммер-Герц. Родилась 26.11.1903 в Праге, где дружила с Ф. Кафкой. Известная пианистка. Депортирована в концлагерь Терезин 05.07.1943 с мужем, музыкантом Леопольдом Соммером, и шестилетним сыном Рафаэлем. Сыграла в Терезине более 100 концертов. Леопольд Соммер был депортирован в Освенцим и впоследствии погиб в Дахау. После освобождения Алиса жила с сыном в Праге, затем в Израиле; с 1986 года и по сей день живёт в Лондоне. Её сын, виолончелист Рафаэль Соммер, умер в 2001-м (Е. Макарова, С. Макаров. Крепость над бездной. Книга 4. Искусство, музыка и театр в Терезине. Мосты культуры. М., 2008).

Алиса попала в эту клетку вместе со всеми европейскими евреями, не успевшими бежать. Зоопарк для людей был хорошо продуман и организован. Вот, например, транзитный лагерь-гетто Терезин (Терезиенштадт) (1941—1945). В этот гарнизонный городок, очищенный от семитысячного чешского населения, немцы согнали 140 тыс. евреев из Центральной и Западной Европы. В соответствии с первым правилом управления, требующим совмещения функций, Терезин выполнял сразу несколько задач. Как фильтр-отстойник лагерь помогал регулировать приток еврейской массы, подавая её нужными порциями, будь то на убийство в газовой камере Освенцима или на убийственную работу в трудовых лагерях.

Система была устроена так, что надежда оставалась всегда: никто, например, не знал заранее, как проходит смертельная селекция, и её критерии постоянно менялись. Да и отобранные на смерть до последней минуты думали, что «этого не может быть».

Важнейшую роль играла дезинформация. Всех отправляемых на восток (то есть в Аушвиц) успокаивали тем, что они едут на строительство нового, улучшенного лагеря. Терезинский клапан работал только в одну сторону. Для создания «положительной обратной связи» оставленных в живых в Освенциме заставляли писать открытки в 30 слов оставшимся в Терезине, что, дескать, всё в порядке, мы работаем и довольны жизнью.

Концлагерь как пиар-объект

С другой стороны, Терезин служил, как сейчас говорят, пиар-объектом. Его посыл был в том, что, дескать, евреи, спасённые от ненависти народов — немцев, чехов и так далее, — живут не тужат под защитой доброго эсэсовского дядюшки-коменданта в «еврейском поселении», подаренном им аж самим фюрером. Здесь не было тотального уничтожения (хотя десятки тысяч умерли от скученности, голода и болезней) и были разрешены «культурные мероприятия».

В результате голодные интеллигенты за три года, с конца 1941-го по конец 1944-го, создали мощную концлагерную культуру. Режиссёры, композиторы, музыканты, художники, учёные, поэты сочиняли и исполняли музыку и стихи, ставили спектакли и кабаре, преподавали рисование, экономику и даже русский язык (!), читали многочисленные доклады по философии, религии, истории, математике…

Оптимистка в концлагере

Алиса, как и все остальные, голодала, работала физически (иначе не получишь пайка). Но её поддерживал тот самый оптимизм: «О, здесь можно играть музыку! Значит, всё не так уж плохо».

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Жить жадно. Почему 31-летний Павел Орловский из деревни Воложинского района считает себя долгожителем

С другой стороны, эта легкомысленная оптимистка проявила недюжинную ответственность во всём, что касалось сына Рафаэля. Как он потом вспоминал в своей книге, мама грела его своим телом и вообще создала вокруг него какой-то кокон безопасности и уюта, так что он так и не почувствовал всего кошмара той жизни. [Забота о детях в лагере — особая тема, я отсылаю читателя к книге «Я — блуждающий ребёнок. Дети и учителя в Терезине» (Е. Макарова, С. Макаров. Крепость над бездной. Книга 2. Мосты культуры. М., 2005).]

Мы до сих пор не знаем, как Алисе и её сыну удалось избежать депортации, особенно осенью 1944 года, когда «ликвидационные транспорты» увезли в Аушвиц больше 18 тыс. именно элиты, которая была уничтожена целиком, без селекции.

Не исключено, что у Алисы был покровитель — эсэсовец-меломан. Эсэсовцы, как и, допустим, сотрудники НКВД, были разными — были и брутальные хамы, и вполне вежливые, воспитанные, элегантные, в красивых мундирах. Именно о таких вспоминает Алиса в видеоролике:

«Как-то раз ко мне в комнату постучались нацисты. Спрашивают: «Можно войти?» — «Входите», — говорю. Я не умею ненавидеть. Ведь ненависть приносит только ненависть», — добавляет она.

Эдит

Продолжая разговор о феноменальных «дряхликах», даю слово Эдит Штайнер-Краус. Ей «всего-навсего» 97 лет, живёт в Иерусалиме. Она тоже была известной пианисткой в Европе, потом в Терезине, а потом долгие годы — педагогом в Израиле. О ней — целая глава «Наша соседка Эдит Краус» в той же книге «Искусство, музыка и театр в Терезине».

Эдит после инсульта уже не может играть, кроме того, она почти ослепла. «Алиса умеет радоваться жизни, — рассказывает нам Эдит про свою подругу. — По ней, сама жизнь — это подарок, она никакие горести не принимает близко к сердцу. Она пережила столько смертей, даже смерть своего сына, и продолжает улыбаться, принимать у себя гостей. А я всё чего-то жду и волнуюсь…»

Дряхлик — маяк?

Итак, возвращаясь к главной героине, с одной стороны, её популярность понятна: это типичная история успеха — success story. «Она такое пережила — и всё ещё живёт!» Человечеству всё ещё (слава богу) нужны моральные образцы — как маяки судну, — чтобы не блуждать в потёмках жизни. Однако дряхлик в виде образца для подражания — в наше время дело необычное. Это когда-то восхищались мудрыми христианскими старцами и могучими стариками Львом Толстым и Бернардом Шоу.

Великолепная соната ми мажор oпус 6, которой нынче одарила нас Эдит Штайнер-Краус, может относиться к чуть более позднему времени: она стремительно разбрызгивает вокруг себя великолепные образы, один за другим, она поражает нас зрелостью формы, изобретательностью, стилем и композицией.
Все те качества, за которые Рельштаб хвалит игру Мендельсона: лёгкость руки, уверенность, завершённость и чёткость переходов, огонь и фантазия — присутствуют в игре Эдит Штайнер-Краус. Вряд ли можно вообразить эту сонату более прекрасной, будь она даже исполнена юным Мендельсоном. (В. Ульман. Вечер фортепьянной музыки Эдит Штайнер-Краус. Цит. по упомянутой книге «Искусство, музыка и театр в Терезине». Виктор Ульман (1898—1944) — выдающийся композитор довоенной Чехословакии, автор написанной в лагере оперы «Император Атлантиды», ставящейся ещё и сегодня.)

«Суперстар» Алиса диаметрально противоположна идеалу современной цивилизации — вечно юному, красивому, телесному. Сравните её хотя бы с Мадонной! (И музыку тоже.)

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Ученые научились доставлять вирусами в 20 раз больше ДНК

Подобно ученикам и ученицам Саши Галицкого в «Дряхликах-2», Алиса и Эдит живут в пространстве-времени искусства, и это помогает им сопротивляться дряхлости и маразму. И очевидно побеждать, пусть временно.

«Только в старости понимаешь, как прекрасна жизнь», — заявляет Алиса.

Интересно, что в какой-то момент видео Алиса обратилась к религиозным мотивам, хотя это на неё ну совсем не похоже.

Голос Алисы за кадром, во время игры: «Бетховен — чудо. Его музыка — не только мелодия. То, что внутри… Как это наполнено! Это полно. Это интенсивно. Феноменально!» (Она произносит по-немецки: «Феноменаль!»)

И в другом месте, ещё более открыто: «Музыка — это религия. Это Бог».

А ведь и в самом деле, из всех искусств музыка к Богу ближе всего. Но только хорошая. А плохую — ну её.

Обратная сторона

Хотел закончить на этой мажорной ноте, но понял, что это нечестно и, в сущности, неправильно. Старость — это всё равно страдание, даже с искусством. Правда, в разной степени, ведь любой старик — это individual case, и обобщение всегда чревато.

Лакированный образ старости может быть не менее лжив, чем плохая реклама. (То есть, по-моему, почти вся реклама.) Этого не надо забывать, восхищаясь нашими героями-дряхликами.

Один из смертных грехов нашей цивилизации — принцип удовольствия и, соответственно, стремление избежать негатива.

Впадение в творчество, оказывается, нередкий феномен среди дряхликов. Но одно дело — престарелый художник или поэт, привыкший творить всю жизнь. Возраст и болезни для него лишь досадная помеха, с которой он справляется (или не справляется) с помощью кисти, гусиного пера или майкрософт-ворда.

Конрад Лоренц, выдающийся австрийский учёный, пишет: «Кто избегает страдания, лишает себя существенной части человеческой жизни. У ряда культурных групп стремление любой ценой избежать печали вызывает причудливое, поистине жуткое отношение к смерти любимого человека. У значительной части населения Соединённых Штатов она вытесняется в смысле Фрейда: умерший внезапно исчезает, о нём не говорят, упоминать о нём бестактно — ведут себя так, как будто его никогда не было. Ещё ужаснее приукрашивание смерти, которое заклеймил в своей книге «Возлюбленный» самый жестокий из сатириков, Ивлин Во. Мертвеца искусно гримируют, и считается хорошим тоном восхищаться, как он прекрасно выглядит» [К. Лоренц. Тепловая смерть чувства. Из книги «Оборотная сторона зеркала» (М., 1998)].

В другом месте Конрад Лоренц подчёркивает, что принцип удовольствия ведёт к инфантилизации современного человека: «Детские качества принадлежат, без сомнения, к предпосылкам возникновения человека. Имеется серьёзное подозрение, что к этим генетически обусловленным процессам могут присоединиться процессы, порождённые культурой. Нетерпеливое требование немедленного удовлетворения желаний, полное отсутствие ответственности и внимания к чувствам других — всё это типичные свойства маленьких детей, им вполне простительные. Терпеливая работа для далёкой цели, ответственность за свои поступки и внимательное отношение даже к далёким людям — таковы нормы поведения, характерные для зрелого человека» (К. Лоренц. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества).

Как бы там ни было, поздравим феноменальную оптимистку Алису Соммер с 107-м днём рождения, который приходится на пятницу, 26 ноября. По еврейским обычаям ей полагается жить ещё как минимум 13 лет — до 120, то есть до 2023 года. А дальше как получится.

http://www.chaskor.ru

Похожие статьи:

Один комментарий к “Как пережить конец жизни

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *