Одна из причин — в отличие от других стран в Беларуси до настоящего времени не проводится специализированное обучение лиц с ограниченными возможностями для получения высшего образования.
Как отмечают правозащитники (Офис по правам людей с инвалидностью), большинство вузов неспособны сотрудничать со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху по причине неприспособленности программ и несоответствием условий обучения требованиям безбарьерной среды.
Как показывает опыт других стран, наиболее эффективным способом решения этих вопросов является использование в учебном процессе компьютерных систем. Сегодня более 70% людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии, Голландии, Финляндии, получают образование именно с использованием современных информационных технологий.
Возможность получения высшего образования по дистанционной форме осуществляется в Белорусском государственном университете, Белорусско-Российском университете, Академии управления при президенте Республики Беларусь, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Полоцком государственном университете. Однако и в данном случае доступность права на образование сведена к минимуму, поскольку обучение — платное.
Анализ законодательства в области образования Республики Беларусь показывает отсутствие законодательного закрепления вопросов дистанционного обучения для людей с инвалидностью даже на минимальном уровне. В недавно принятом Кодексе об образовании дистанционное обучение упоминается лишь единожды, и то как форма получения заочного образования.
Опыт соседей из бывшего СССР
Казахстан
В Законе «Об образовании» Республики Казахстан (от 27 июля 2007 г.) заложены организационные основы для разработки нормативной базы в области дистанционного обучения.
Свое дальнейшее развитие они нашли в утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан 19.07.2006 года № 404 Правилах организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование.
В соответствии с указанными Правилами под дистанционным обучением (обучение на расстоянии) понимается «одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств».
Указанные Правила определяют условия осуществления обучения по дистанционным технологиям (в ст. 4 сказано о наличии материально-технического, кадрового и содержательного обеспечения процесса), раскрывают три применяемые образовательные технологии (ст. 5: интернет-технологии, кейс-технологии и ТВ-технологии) и указывают на возможность комбинирования дистанционной формы обучения с иными формами: очной, вечерней и заочной.
Главными задачами организации учебного процесса с использованием дистанционной формы обучения определены: индивидуализация обучения; увеличение эффективности (качества) обучения; предоставление образовательных услуг людям, для которых традиционные формы обучения являются неприемлемыми.
Кыргызская республика
Вопросы дистанционного образования отражаются в Законе «Об образовании» в ряде статей. Закон содержит определение дистанционных образовательных технологий как «образовательных технологий, реализуемых, в основном, с применением средств информатизации и телекоммуникации при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Закон также содержит указание на равенство прав студентов образовательных учреждений, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, с правами студентов, обучающихся по стандартным формам.
В качестве социальной защиты определен одинаковый уровень гарантий для студентов, обучающихся по дистанционной и по заочной форме обучения.
В процессе лицензирования образовательного учреждения проверяется его готовность вести обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
Российская Федерация
В целях облегчения доступа детей-инвалидов к образованию в 2009 годы приказом Министерства образования и науки РФ от 21 сентября 2009 г. №341 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 525» были утверждены Требования к оснащению рабочих мест для детей-инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей-инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения. В них определяются вопросы материально-технического и организационного обеспечения организации доступа детей-инвалидов к дистанционным образовательным технологиям.
Под дистанционными образовательными технологиями понимается осуществление процесса обучения таким образом, при котором взаимодействие педагога и обучающегося полностью или частично опосредовано техническими средствами и осуществляется на расстоянии.
Целью такого обучения является предоставление возможности обучаться на удалении от образовательного учреждения.
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» в качестве одного из приоритетных направлений развития образования в России указывает на необходимость внедрения информационных технологий, в том числе и технологий дистанционного обучения. Их использование, по мнению разработчиков Федеральной программы развития образования, должно способствовать повышению доступности образовательных технологий, а также вхождению России в мировое образовательное пространство.
Таджикистан
В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» содержится понятие «дистанционного образования», которое определяет его как «особую программу образования, благодаря которой лицо получает образование в образовательном учреждении, находящемся в отдаленном расстоянии, посредством переписки, аудиовизуальных средств и компьютерных навыков». Содержание и особенности дистанционной формы обучения в Законе не раскрывается.
В Законе Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» говорится, что образовательные учреждения вправе самостоятельно использовать дистанционные технологии в учебном процессе для студентов различных форм обучения, а также отмечается равенство прав студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, с другими студентами.
Выводы
Очевидно, наши власти не спешат вкладываться в образование — выгоднее строить «элементы безбарьерной среды» — это обеспечивает работу строителям, позволяет эффективно осваивать государственные деньги и дает работу контролерам. Пока наше государство отчитывается о количестве построенных пандусов, по которым невозможно передвигаться, экспертное сообщество, общественные объединения могли бы задуматься о разработке и лоббирования проекта нормативного регулирования программы по организации дистанционного обучения лиц с ограниченными возможностями. И это был бы реальный вклад в обеспечение права на доступ к образованию.