ДНК на дому: у них и у нас

bagraund_bg_1

Сравнительно молодой бизнес, цель которого — информировать людей о возможных предрасположенностях к заболеваниям, наследственным рискам, непереносимости медикаментов, буквально за несколько лет привлек огромные инвестиции и познакомил нас с громкими именами, как за рубежом, так и в России.

23andMe

Почти десять лет назад ученый-биолог, а по совместительству экс-супруга Сергея Брина — Анна Войжицки — основала компанию 23andMe, бизнес-модель которой проста и понятна: после забора образцов генетического материала (чаще — слюны) заказчик получал доступ к развернутому анализу ДНК в личном кабинете сайта.

Услуга состояла, по сути, из набора «инструментов» и времени ожидания лабораторного исследования и предлагалась по цене $999.

zuuonline_68583_1

Первая инвестиция составила почти 4 миллиона долларов, которую сразу поддержали New Enterprise Associates и Mohr Davidow Venture, что обеспечило выход 23andMe на рынок уже в 2009 году.

Конкуренты появились мгновенно, и их модель была малоотличима, но стоимость услуг характеризовалась большей демократичностью. Выгодные цены других компаний подтолкнули к пересмотру ценовой политики 23andMe, после чего в компании стали предлагать менее эксклюзивные наборы услуг по цене 99 долларов.

Стрессовым оказался 2013 год, когда FDA (контролирующий орган США) запретил деятельность компании на территории Америки, однако в 2014 году 23andMe получили разрешение на работу в Великобритании, а запрет в США свели к ограниченному набору услуг.

В настоящее время компания продолжает развивать деятельность, и в прошлом году получила 1, 4 млн долларов инвестиций от Национального института здоровья США.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Что такое "болезнь X" и почему мы должны относиться к ней серьезно?

В марте этого года также стало известно, что накопленные данные 23andMe планирует «инвестировать» в разработку лекарственных средств. 80% клиентов 23andMe, которые заказывали в компании генетические тесты, согласились на дальнейшее использование их данных.

Ancestry

Стартовала компания как поисковик, только искал он не новости или статьи, а родственников, а для более точного результата через какое-то время появилась дополнительная услуга ДНК-тестирования.

277-ancestry-chart

Сервис оказался чрезвычайно востребованным, и в 2012 году на развитие этого направления в Ancestry было выделено около 15 миллионов долларов. Вскоре был запущен пробный тест, в рамках которого клиентам бесплатно предлагали сдать генетический материал для исследования. Положительные отзывы позволили сделать услугу платной, а количество желающих пройти тест способствовало низкой стоимости за пакет: 99 долларов. Позднее компания выкупила конкурента GeneTree и стала монополистом «генетического поиска родственников».

В том же году сервис был выкуплен инвестфондом Permira за 1,6 млрд. Ancestry расширил пакет услуг, что сблизило его с конкурентом — 23andMe.

Gentis

Российское «зеркало» Ancestry, Gentis, работает с 2009 года. Компания помогает составить персональную родословную на основе материалов ДНК. Работает для тех, кто интересуется «историей своей семьи, генеалогией, антропологией, историей древнего мира, генетикой». Клиентская база охватывает Европу, а также некоторые страны Азии и Востока. Спектр услуг систематически пополняется.

2015-03-25__11

Мой ген

Параллельно с Gentis на российский рынок вышел «Мой ген» — компания, основанная коллективом ученых РАН и представителями российского бизнеса. Здесь развивается сразу два направления: наряду с «генеалогической веткой» существует «Мой ген. Здоровье», в рамках которого проводятся исследования ДНК на предрасположенность к заболеваниям, переносимость препаратов (фармакогенетика) и другие исследования.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  FDA одобрило препарат компании Santhera для лечения мышечной дистрофии Дюшенна

2015-03-25__11_002

Генеалогическое направление позволяет проследить происхождение по материнской и отцовской линиям, определить личный этнический состав и определить персональный генотип.

Genotek

Еще одна российская компания, наиболее широко представленная в прессе и на телевидении. Предоставляет широкий выбор «пакетов», среди которых «Мой геном» — вариант анализа для детей, «Генетика красоты» и анализ для пар, планирующих детей. Стоимость, например, последнего комплекта составит от 20 000 рублей за базовый набор для одного до 80 000 рублей за полный комплект для двоих.

--genotek

Компания «Генотек» была основана российскими и европейскими партнерами в 2010 году.

Атлас

В 2011 году холдинг «Атлас» предложил клиентам услугу анализа ДНК, в результате которого могли быть выявлены наследственные заболевания, предрасположенности и риски, непереносимость препаратов и т. п.

Для сбора «информации» клиент получает специальный контейнер, содержимое которого исследуется на профессиональных секвенаторах Illumina в московской лаборатории на базе НИИ физико-химической медицины.

atlas_2_00059

Среди основных направлений компании генеральный директор холдинга Сергей Мусиенко называл разработку и внедрение «скрининговых и диагностических панелей, основанных на определении молекулярно-генетических маркеров» и клиническую деятельность в Atlas Medical Center.

Размеры неоднократных инвестиций не уточняются, но, по заявлениям для прессы, уже на начальном этапе в планах компании было привлечь 1 млн долларов.

Стоимость самой услуги 19 990 рублей.

MyGenetics

Позднее всех на рынок вышел MyGenetics, в проект вложено более 10 млн рублей. При этом на сегодняшний день стоимость услуги анализа ДНК здесь самая низкая: от 5 000 до 15 000 рублей. После теста компания присылает вам небольшую книжку, в которой указаны ваши результаты и даны рекомендации по образу жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  FDA предоставило статус Fast Track кандидату Regenxbio RGX-202

dsc00562__d0_bd_d0_be_d0_b2_d1_8b_d0_b9_20_d1_80_d0_b0_d0_b7

Источник http://rusbase.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *