Ему невозможно не поверить. Кто может быть убедительнее человека без рук и ног, утверждающего, что жизнь стоит того, чтобы жить?
Сегодня Алексея Талая знают во всей стране. Не хочется использовать модное сейчас сочетание «мотивационный тренер», скорее – человек, который помогает людям перезагрузить собственную жизнь. Особенно если в ней что-то треснуло или сломалось…
В 16 лет Алексей подорвался на мине. Сейчас он не только ведет тренинги, на которых делится опытом, как снова полюбить жизнь, но и подает пример силы духа. Алексей – мастер спорта, член паралимпийской сборной Беларуси по плаванию, трижды рекордсмен мира. А еще он отец четверых детей.
Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева встретилась с Алексеем, чтобы узнать, как этому человеку удалось не сломаться.
Дневник Алексея
… Когда-то я был другим человеком. 8 мая – мой второй день рождения.
Подростком я подорвался на мине времен Второй мировой войны. Это произошло 21 год назад на окраине деревни близ города Орша в Беларуси.
Я замер, а потом очнулся. Я хотел встать, но тело так странно себя вело. Как сказать? Я как будто попал в сказочную зыбучую топь. Лежа на спине, я оперся на свои руки, а они проваливаются сквозь землю, как будто в сказке. Это было так удивительно. И ужасно. Я увидел свои оторванные руки, которые лежали неподалеку. Чувство безысходности, которое охватило меня, не передать словами.
***
В следующую минуту мне повезло (хотя сказать так в моей ситуации не совсем верно), на взрыв примчал дедушка с незнакомым мне мужчиной.
Они взяли мое разорванное, кровоточащее тело, собрали в плед оторванные руки и ноги и положили в чистый, свежий салон автомобиля.
Сейчас об этом смешно вспомнить, но в тот момент я извинялся перед ним, что пачкаю его автомобиль.
***
У меня была газовая гангрена. Это когда ткани тела умирают из-за растущей инфекции. Меня оперировали через день. И через каждый день на моих глазах меня становилось все меньше и меньше. Подняться с кровати на своих ногах мне не суждено. А что суждено? Куда меня качнет – в жизнь или в смерть?
***
Я очнулся после очередной операции, смотрю на ноги – они стали еще короче. Это невозможно принять, это страшно тяжело выдержать. Я поднимаю свои руки, чтобы вытереть с лица выступившие слезы, а рук нет. Рук нет.
Наши дни
Это строки из соцсетей Алексея. Конечно, становится безумно его жаль. Но это если его не знать. Те, кто знают, убеждены: он не производит впечатление слабого человека. Наоборот, он вдохновляет других и выступает опорой для них. Почему? Он запретил себе быть слабым или просто вырос?
Сидя у него на кухне, я спрашиваю: «Алексей, в какие моменты сегодня вы чувствуете себя слабым?»
«В семье бывает определенная уязвимость. Когда супруга болеет либо дети между собой не могут найти общий язык. И тогда чувствуешь, что ой-ой-ой. Со внешним миром я как-то научился условно бороться».
Пару лет назад, когда мы познакомились, Алексей рассказывал, что после трагедии закрылся в себе. Он целыми днями проводил в комнате. Был, извините, как овощ. Его одевали, кормили и водили на туалет его родные. Но в какой-то момент он сказал себе «стоп». И начал учиться жить по-новому. И произошло что-то феноменальное. Этот человек без рук и ног научился делать все.
«Самое важное – это не сдрейфить, не поддаться эмоциям, не свалиться в панику. Это может деструктивно сказаться на психике. Когда начинаешь сам себя жалеть, это ведет в смерть абсолютно. Когда ты начинаешь винить других в случившемся – это путь в никуда. Это говорю вам я, человек с опытом 20 лет выживания в агрессивной среде».
О личном
Алексей очень хорошо помнит историю своей первой любви. Он рассказывает о ней с улыбкой ностальгии.
Ему было 16 лет. После трагедии к нему в гости пришли друзья, пригласили пойти погулять. Алексей долго отказывался, боялся реакции других людей в компании. Но все-таки пошел. И в этой компании была она.
Алексей сразу ее заметил, но тут уже началась внутренняя борьба. Ему казалось, что «такой урод ей не нужен». Девушка взяла все в свои руки и просто предложила ему семечек, которые нащелкала себе в ладошку. Это, собственно, и перевернуло его сознание. Он понял, что есть и хорошие люди.
Алексей не скрывает: он дважды был в браке. У него четверо детей. Два сына в первом браке, дочь и сын – во втором. «Счастливчик», – думаю я, незамужняя, в свои 32. Не каждому дано узнать такой опыт.
Сейчас на свой развод Алексей смотрит иначе и говорит, что допустил много ошибок. Прежде всего, была гордыня и попытка создать идеальные отношения. А жизнь, она немножко другая.
Свою вторую жену Алексей нашел в интернете. Случайно увидел ее страничку и почувствовал, что это близкий ему человек. Написал, завязалась переписка. И вот результат – сейчас мы вместе пьем кофе.
«Анастасия, вас не отговаривали встречаться с Алексеем?» – спрашиваю.
«Все. Все отговаривали. Не знаю, почему в нашем городе все люди восприняли эту ситуацию как что-то ужасное, постыдное. Мама в первую очередь отговаривала, подруги. Я вообще в тот момент прекратила общение со всеми друзьями. Давление было сумасшедшее, когда ты идешь по городу, и все смотрят такими глазами. А я еще была такая зависимая от мнения окружающих. Мне 21 год был».
Алексей кивает головой: ему знакомо это чувство. Он признается, что поражен своей женой, у которой колоссальная внутренняя сила. Он считает, что их встреча неслучайна, и каждый учит другого чему-то важному.
«Я преодолевала свой эгоизм, наверное. В том возрасте я знала, что красивая. Мама меня так воспитывала. Ушла в медицину и по дому ничего не делала. И я поняла, для чего мне Леша дан. Плюс у меня не было отца. Мне нужно было научиться уважать мужчину», – говорит Анастасия.
«У меня была неполная семья. Я не хотела бы, чтобы у моих детей случилось так однажды. У Леши, наоборот – семья, которая за него сплотилась. Это показатель нас как противоположностей. Леша иногда говорит: «Ты не знаешь, как разговаривать с мужчинами». Но я научилась этому в принципе. Мужчина – это тот, к кому нужно прислушиваться. Командир в семье. Иногда из-за этого у нас возникали ссоры», – продолжает она.
Алексей не может промолчать.
«Насколько важна ее роль в семье, это немыслимо. Когда она умеет промолчать или, наоборот, вмешаться и поддержать меня в очень важный момент. Когда она провожает меня в командировку с улыбкой на лице. Она мне пишет приятное сообщение, когда я далеко. Она хранит нашу любовь. Передает через километры мне эту энергию, с которой я иду к людям. Я ей говорю, что без тебя, любимая моя, я бы не тот был.
Я бы не смог без женщины. Без моей бабушки, без ее рук, добра, любви. Без этого «Сокол моя ясный, потерпи-потерпи, все скоро закончится». Мамочка, которая держала себя в руках, когда приходила ко мне, своему раненому орленку. Без ног и без рук. Я не знаю, как это можно вообще выдержать. Увидеть своего ребенка в таком виде».
Тренинги
Алексей – мотивационный тренер. Он проводит встречи в Беларуси и за ее пределами. Уже давно Алексея прозвали белорусским Ником Вуйчичем.
Кстати, вести тренинги хочет и его жена. Она всерьез увлеклась темой грудного вскармливания и продолжает кормить ребенка, которому три года.
«Алексей, как вы думаете, что люди ищут на ваших тренингах?» – спрашиваю я.
«Бриллианты нашей жизни – это опыт. Люди, придя ко мне на встречу, соприкасаются с этим пластом жизненного опыта. Они слышат из первых уст эту мудрость, которую я стараюсь в полной мере передать, как будто это мои самые близкие люди. Я пытаюсь максимально выдать им эти приемы, как преодолевать, как идти дальше, как не унывать. Именно за этим и идут люди», – отвечает Алексей.
«Как же хорошо, что сейчас стали говорить, что есть спикеры-пустышки, которые используют НЛП (нейролингвистическое программирование), всякое сектантское мозгопромывание. Люди все это уже знают. Это только, извините, дурачок поведется на этот бред «скажи слово 100 раз и будешь счастливым». Вы знаете, когда я был в Российской Федерации, выступал, меня пригласил глава одного города. Мы с ним общались, и он мне сказал, что спецслужбы сейчас отслуживают очень серьезно всевозможных спикеров, особенно заграничных. Потому что люди, напрыгавшись на этих тренингах, приезжают в свой региональный городок и, столкнувшись с действительностью, начинают кончать жизнь самоубийством… Я не понимаю, как можно позволить себе так людьми манипулировать. Вы набиваете себе миллионами долларов карманы на людском горе, на людском страдании. Это же очевидно, что мы все под Богом ходим».
ЗОЖ
Говоря про тренинги, Алексей вспоминает о занятном случае. Недавно, говорит он, пришлось быть тренером для самого себя.
«Я почувствовал, насколько важен здоровый образ жизни. Когда я начинал свои спичи, я еще периодически позволял себе алкоголь. Я еще мог и покурить. Что тут такого, думал я. На самом деле есть большая разница. Настолько это принижает наш внутренний потенциал. Чтобы вы понимали, раньше за неделю-полторы до тренинга прекращал пить. Я уже условно прокачивал энергетику, чтобы мне можно было выступить. Не трястись, не бояться, правильно говорить, отвечать на вопросы».
«Но не скучно жить без алкоголя?» – интересуюсь.
«Ой, нет. Да, я думал, что это помогает мне расслабиться. Я так любил посидеть у себя на пандусе. У меня там можжевельник, сосна. Я умел сам прикуривать – обычной зажигалкой. Не просто кнопкой, а даже этим барабаном. У меня на руке был мозоль от него. Прикурил, сижу, расслабляюсь, думаю о светлом. Смотрю на свои деревья, смотрю на звезды, винишко попиваю. Утром кофеек с сигареткой. Вот это был «кайфуций», как говорится. Конечно, тяжело эти привычки преодолеть. Пришлось серьезно попахать, но это того стоит. Когда ты выходишь на улицу и слышишь запахи… Я просто понял, что я смертный. Каждая сигарета уничтожает меня. Ты выкурил сигарету, и организм сразу пытается бороться с этим ядом. Он выдает потенциал – витамины, новые клетки – для сражения с тем, что творится в легких».
Сокровенное
На прощание я задала вопрос, который мучил меня во время нашего разговора. Я попросила Алексея представить, что было бы, если бы ему вернули руки и ноги. Его глаза загорелись, броня пала, и он начал говорить совершенно искренне о сокровенном.
«Если бы ноги были, я бы сразу побежал. Просто бежал-бежал-бежал. Кроссовки, конечно, если бы успел, купил бы классные. Самые крутые. Можно без кроссовок, просто босиком. Я бы хотел в лес побежать. У меня бывали сны такие, как я бегу – уже после того, как все произошло. Я бегу и какие-то холмы преодолеваю, какие-то буераки. Бегу как спецназовец, и мне так нравится, мне это доставляет удовольствие. Набегавшись во сне, проснувшись, удовлетворение испытываешь. Уникальный божественный механизм – сон», – отвечает он и продолжает:
«Если бы руки… Я бы хотел свою женщину всю потрогать сначала. С детками, конечно, хотелось бы поиграться в паровозики, маленькие детальки с ними поделать. Просто сына подбрасывать вверх, как это делает мой брат. Сын просит-просит, а я не могу. И так на душе, конечно… И тогда пытаешься это обрезать, не думать об этом. Приедет Артур – подбросит».
Источник: https://sputnik.by