Нику Вуйчичу — 33 года. К возрасту Христа он успел жениться, стать отцом двоих сыновей, научился плавать и кататься на скейте, освоил серфинговую доску и компьютер. А еще получил два высших образования. Кажется, у него есть все. Кроме рук и ног. Виной этому стало редкое генетическое заболевание — синдром тетраамелии.
В университете Ник учился бухучету и финансам. Но поработать по специальности так и не успел. Правда, смог применить полученные в университете знания, чтобы монетизировать свои особенности. Сегодня Вуйчич ездит по разным странам, рассказывая историю своей жизни и помогая другим людям справиться с проблемами.
Состояние оратора оценивается в миллионы долларов. И его мотивационные лекции — это все-таки бизнес, который сделал изгоя, решившегося однажды на суицид, самодостаточным мужчиной. Он мог бы навсегда стать обузой для своих родных, но выбрал другой, более сложный путь. И сегодня люди по всему миру готовы платить деньги только за то, чтобы узнать, как у него это получилось.
15 апреля Ник Вуйчич впервые приедет в Беларусь и выступит в «Минск-Арене». Накануне выступления корреспондент TUT.BY встретился со знаменитым оратором, чтобы узнать, как жить дальше.
— Удалось ли вам что-то узнать про Беларусь перед вашим первым выступлением в нашей стране?
— Честно признаться, я не всегда знаю, в какой стране я завтра окажусь с выступлением. Уже по дороге мне рассказывают, что меня ждет на новом месте. Про Беларусь знаю лишь то, что это недалеко от России.
За то время, пока я езжу по разным странам, я понял, что в каждой стране есть люди, которые нуждаются во вдохновении. Поэтому я всегда рад рассказывать свою историю в надежде, что она поможет кому-то справиться с трудностями. И гражданство здесь не имеет никакого значения.
— Вы много общаетесь с людьми после выступлений или во время открытых встреч. Истории, с которыми к вам приходят, одинаковые в каждой стране?
— Проблемы очень похожи. Жизнь состоит из взлетов и падений, судьба каждый день подбрасывает нам новые испытания. И главное, найти силы, чтобы их перебороть. Я помогаю в этом. И здесь сценарий практически одинаковый. А уже конкретный путь решения своих трудностей люди выбирают сами.
Важно понимать, что если ты ищешь мимолетной радости с помощью алкоголя, наркотиков, азартных игр, порнографии и тому подобного, настоящего счастья ты никогда не найдешь. Оно — в чем-то большем.
— А если тебя с твоими проблемами никто не принимает, возможно ли все-таки найти выход?
— Я всегда говорю людям, что нужно быть благодарным за то, что у тебя есть. Важно понимать, что сама жизнь — это подарок. А решить проблемы быстро иногда не получается. И спешка здесь может навредить еще больше. Лучше шаг за шагом справляться с трудностями. Тогда успех более вероятен.
И еще никогда не нужно формировать свое отношение к жизни, к самому себе, к своему внешнему виду по тому, что говорят или думают другие люди. Это никакая не абсолютная мера. Ты всегда прекрасен такой, какой ты есть. И просто делай то, что от тебя зависит.
— Но ведь не воспринимать негатив, который идет от других людей, практически невозможно…
— Как бы ни было сложно, всегда необходимо сопротивляться внешнему давлению. Если ты сам себя не принимаешь, то и тебя никто не примет. И нельзя от людей этого требовать.
Будь сам себе лучшим другом. И по возможности окружай себя положительными людьми. Теми, кто тебя безусловно принимает. Без каких-либо дополнительных условий. Как вариант, попробуйте подружиться с тем, у кого, как и у вас, нет хороших приятелей.
Надо мной очень много издевались в детстве. Но в какой-то момент это начало делать меня сильнее. И я победил. Своим равнодушием к обидчикам я сделал так, что им просто стало это неинтересно. И у меня появились силы, чтобы действовать и работать над собой.
Если кто-то не хочет со мной общаться из-за моей внешности, это называется условное принятие. Но я себя окружаю только теми людьми, которые меня безусловно принимают.
— Хорошо. Что касается людей с особенностями, можно принять себя и научиться с этим жить. Но во многих странах нет возможности развиваться. Просто нет инфраструктуры для людей с инвалидностью. Иногда и банальных пандусов. Эту проблему возможно решить?
— Да, каждая страна находится на своей стадии развития. И создание среды для людей с ограниченными возможностями зависит от этого. Там, где не хватает ресурсов, этот процесс идет медленнее.
Нужно время — для правительства, государственных структур, системы образования, СМИ и остальных людей, — чтобы понять эту проблему и начать ей серьезно заниматься. Нужно любить друг друга. И нельзя стыдиться своих детей с ограниченными возможностями.
Я родился и вырос в Австралии. Там таких проблем не было. И сейчас я чувствую свою ответственность за то, чтобы продвигать эти идеи и в других странах.
Но нужно быть терпеливым и понимать, что государство все в один момент не сделает. Помогать должны богатые люди и некоммерческие фонды. В Австралии все именно так. Например, мне благотворители оплачивали сиделку, которая помогала ходить в университет.
Нужно, чтобы богатые люди помогали тем, у кого в этой жизни меньше возможностей. Это должно стать нормой. Моя мечта — чтобы каждый день четыреста миллионов человек жертвовали по доллару, чтобы строить больницы, приюты, дома престарелых и постепенно избавляться от страдания по всему миру.
Конечно, дело не только в деньгах. Чтобы излечить внутреннюю инвалидность и покалеченные сердца, не нужно средств. Нужны близкие люди рядом.
— Часто бывает так, что мы знаем, как нужно решать проблемы и каких ошибок не нужно совершать. Но иногда в реальной жизни делаем все наоборот. Это я сейчас про мировые проблемы: конфликты и войны. Как вы можете их объяснить?
— К сожалению, существует гордыня. Кто-то считает, что он важнее другого. Этот мир полон несовершенства.
Каждое поколение должно понимать, что оно формирует будущее. И чтобы увидеть позитивные изменения в мире, нужно уже сейчас работать над правильным воспитанием подростков. Первым делом необходимо искоренить издевки в школах.
Ведь по итогу войны, которые сейчас происходят, — это тоже форма издевательства. Когда голодает миллиард человек — это издевательство. А все это закладывается еще в детстве.
— Вы уже много лет храните у себя в шкафу ботинки. На всякий случай. Вы до сих пор верите в чудо?
— Я видел чудеса. Но не то чтобы очень их жду: я ботинки храню больше из-за личных воспоминаний.
Можно, конечно, молиться, чтобы Бог дал мне руки и ноги. Но они не дают силы в душе.
У моего отца рак. И мы молимся сегодня за его здоровье. Но он полноценная личность. И он четко знает свое предназначение и куда он пойдет дальше.
Я у людей всегда спрашиваю, кто ты такой и чего ты хочешь. Важно не ошибиться в своих желаниях: ищешь ли ты в жизни то, что тебе действительно нужно.