Когда заработает в Беларуси государственный социальный заказ? Будет ли ужесточена ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей? Сколько стоит услуга сиделки в центрах соцобслуживания населения и какова потребность в этих услугах? Каковы дальнейшие перспективы совершенствования системы ГАСП?
На эти и другие вопросы можно получить ответы во время online конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты с участием заместителя министра труда и социальной защиты Александра Румака. Вместе с ним в online диалоге участвуют начальник управления государственной социальной поддержки населения Анатолий Ражанец, начальник управления стационарных учреждений социального обслуживания и капитального строительства Мария Горбацевич, заместитель начальника управления государственной социальной поддержки населения — начальник отдела по делам инвалидов Рита Сушко, заместитель начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Марина Артеменко, начальник отдела развития и координации социальной помощи и социального обслуживания управления государственной социальной поддержки населения Татьяна Федорова, начальник отдела по делам ветеранов и пожилых людей управления государственной социальной поддержки населения Светлана Ермакович.
Вопросы конференции
Васильева Светлана, Минск:
Когда заработает в Беларуси государственный социальный заказ? Определен ли его механизм?
Александр Румак:
Механизм формирования и реализации государственного социального заказа определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2012 года №1219 «О некоторых вопросах государственного социального заказа». Практической реализации механизма государственного социального заказа должен предшествовать ряд мероприятий: мониторинг социально-демографической ситуации в регионе и выявление проблем в области социального обслуживания, решение которых возможно путем государственного социального заказа; определение пути финансирования государственного социального заказа и необходимых объемов финансирования; разработка соответствующих мероприятий государственных, отраслевых либо региональных программ и выбор исполнителей государственного социального заказа.
В текущем году местными исполнительными и распорядительными органами проводится необходимая подготовительная работа для практического внедрения, начиная с 2014 года, государственного социального заказа.
Марченко А.А., Могилев:
Кого рассматривает Минтруда и соцзащиты в качестве потенциальных партнеров по госсоцзаказу?
Александр Румак:
Процедура формирования и реализации государственного социального заказа, включая выбор исполнителя, в соответствии с законодательством осуществляется местными Советами депутатов, местными исполнительными и распорядительными органами на основе мероприятий государственных, отраслевых и региональных программ.
Таким образом, Минтруда и соцзащиты напрямую не участвует в процессе определения потенциальных исполнителей государственного социального заказа. Вместе с тем мы рассчитываем на активность Белорусского Общества Красного Креста, сестричеств православной и католической конфессий, общественных организаций.
Жирко В.В., Минск:
Здравствуйте, Александр Алексеевич! Как, по Вашей оценке, идет реализация эксперимента в Минске по внедрению новых форм социального обслуживания?
Анатолий Ражанец:
На протяжении 2012 года в рамках эксперимента заключено три договора пожизненного содержания с иждивением. В результате двое одиноких пожилых граждан проживают в переданных под выплату ренты жилых помещениях и обслуживаются работниками территориальных центров социального обслуживания населения. Еще один получатель ренты проживает и получает комплекс социальных услуг в ГУ «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак». В настоящее время идет работа над заключением еще нескольких договоров.
Учитывая новизну предложенного пожилым гражданам механизма оказания социальных услуг, реализацию эксперимента можно оценить положительно. Окончательные выводы будут сделаны после его завершения – в 2016 году. Вместе с тем отмечу, что уже сейчас регионы проявляют интерес к вопросу внедрения рентных отношений в других областях.
Циманчик Наталья, Брест:
Есть ли заинтересованность в регионах Беларуси во внедрении рентных отношений в соцобслуживании?
Александр Румак:
Механизм предоставления государственными учреждениями социального обслуживания социальных услуг одиноким пожилым гражданам на основании договоров пожизненного содержания с иждивением в настоящее время отрабатывается в ходе эксперимента в г. Минске. Результаты эксперимента будут оценены, в том числе и регионами, не участвующими в нем, после его завершения – в 2016 году.
Хоменко Дмитрий, Могилев:
Когда Беларусь присоединится к Конвенции о правах инвалидов? На каком этапе этот процесс? Какие страны СНГ уже присоединились к Конвенции?
Рита Сушко:
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь разработан и согласован со всеми заинтересованными проект закона «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о правах инвалидов». По поручению правительства данный законопроект доработан с учетом замечаний Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, подготовлены дополнительные материалы. Проект закона планируется внести в правительство в текущем году.
Из государств — членов СНГ подписали и ратифицировали Конвенцию о правах инвалидов Армения, Азербайджан, Молдова, Россия, Украина. Туркменистан присоединился к Конвенции. Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан подписали, но не ратифицировали ее.
Михайловская Оксана, Гродно:
Будет ли ужесточена ответственность взрослых трудоспособных детей за своих престарелых родителей? Если да, то каким образом?
Александр Румак:
Вопрос о повышении ответственности трудоспособных детей за своих нетрудоспособных родителей в настоящее время рассматривается. Планируется изменить условия предоставления социальных услуг, оказываемых территориальными центрами социального обслуживания населения нетрудоспособным гражданам, которые имеют родственников, обязанных по закону заботиться о них. Государство в полном объеме будет заботиться об одиноких инвалидах и одиноких пожилых гражданах.
Порядок помещения граждан в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов, специальные дома), определен Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 года № 1408 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 292»
В июне и декабре 2012 года внесен ряд изменений и дополнений в названное Положение, которыми, в частности, введен новый тип учреждения, осуществляющего стационарное социальное обслуживание, такой как дом-интернат (отделения) повышенной комфортности для престарелых и инвалидов, в котором гражданам жилые помещения будут предоставляться на платных условиях.
Кроме того, предусмотрено предоставление специального жилого помещения в домах-интернатах общего типа на платных условиях гражданам, которым в соответствии с законодательством предоставляются специальные жилые помещения государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, не достигшим возраста 65 лет, за исключением инвалидов I и II группы; получающим пенсию из других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Беларусь; гражданам, жилые помещения которых, принадлежащие им на праве собственности, были отчуждены по договорам дарения, купли-продажи в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении специального жилого помещения.
Что касается возмещения совершеннолетними детьми затрат на содержание своих родителей в домах-интернатах, то, в первую очередь, обязанности детей в отношении родителей закреплены в статье 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, согласно которой дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей. Это также нашло отражение и в вышеуказанном Положении, где предусмотрено, что гражданам, имеющим совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами I и II группы, не достигших возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо других физических или юридических лиц, с которыми заключены договор ренты с предоставлением средств на содержание, договор пожизненного содержания с иждивением, специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются на платных условиях. Тем самым предусматривается зависимость условий проживания от наличия у граждан, определяемых в интернатное учреждение, детей трудоспособного возраста и, соответственно, оказание детьми помощи по возмещению расходов на содержание своих родителей в таких учреждениях.
Загорская Мария, Новополоцк:
Сколько отделений круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов будет открыто в текущем году? Сколько их в настоящее время?
Анатолий Ражанец:
Отделения круглосуточного пребывания территориальных центров социального обслуживания населения создаются в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов. По состоянию на 1 января 2013 года функционировало 58 таких отделений на 2034 места, из которых 4 на 119 мест открыты в прошлом году.
Маркина Жанна, Минская область:
Существует ли очередность на помещение в ОКП? Каковы условия оплаты услуг?
Александр Румак:
Очередности на поселение в отделения круглосуточного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов территориальных центров социального обслуживания населения в настоящее время нет. Размер платы за проживание в таких отделениях составляет 80% пенсии, получаемой нетрудоспособным гражданином.
В рамках проводимой в настоящее время работы по повышению ответственности трудоспособных детей за своих нетрудоспособных родителей рассматривается вопрос об изменении условий предоставления социальных услуг территориальными центрами социального обслуживания населения нетрудоспособным гражданам, которые имеют родственников, обязанных по закону заботиться о них.
Лапицкий Михаил, Минск:
Что представляет собой социальный патронат и получил ли он уже прописку в Беларуси?
Марина Артеменко:
Такая услуга предусмотрена законом «О социальном обслуживании», в соответствии с которым социальный патронат – это деятельность по сопровождению граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленная на ее преодоление, восстановление нормальной жизнедеятельности, мобилизацию и реализацию собственного потенциала граждан для личного и социального роста. Другими словами, это защитная покровительствующая система, которая устанавливается для предоставления различных видов социальной помощи и поддержания граждан (семей), а также контроля за тем, как эти процессы протекают.
Социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие и не могут самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками. Для помощи каждой конкретной семье будут привлекаться различные специалисты, государственные органы и организации.
В рамках реализации закона принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг», которым утвержден Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами. Определены виды социального патроната и периодичность его осуществления.
В разработанных Министерством труда и социальной защиты нормативных и правовых документах установлен порядок оказания социальных услуг, в том числе услуги социального патроната, а также определена компетенция местных исполнительных и распорядительных органов по созданию патронатного совета для целей оказания такой услуги. В настоящее время документы проходят обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.
Симончик В.В., Брестская область:
Внедряется ли в Беларуси сопровождаемое проживание и в чем оно заключается?
Александр Румак:
Ответ в пределах компетенции. Сопровождаемое проживание – это новый вид социальных услуг, вошедший в новую редакцию Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании». Услуги сопровождаемого проживания – это оказание содействия лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социально-трудовой адаптации, расширении социальных связей, определении оптимальных путей организации самостоятельной жизни; инвалидам — в адаптации к условиям быта и трудовой деятельности, подготовке к самостоятельной жизни вне стационарных учреждений и дальнейшее их сопровождение.
Территориальными центрами социального обслуживания населения инвалидам будут оказываться следующие услуги: услуги помощника по сопровождению инвалида I группы с ограниченной способностью к передвижению; услуги ассистента инвалида I группы с особенностями психофизического развития (для одиноких и одиноко проживающих инвалидов); услуги переводчика жестового языка для инвалидов с нарушениями слуха. Для оказания таких услуг в территориальных центрах социального обслуживания населения планируется создавать соответствующие отделения.
В развитие вышеуказанного закона данная услуга закреплена в Перечне бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 года № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
Такая услуга уже внедрена в ГУСО «Богушевский дом-интернат для детей с особенностями психофизического развития» Витебской области, где при поддержке БОО «Мир без границ» в отдельно стоящих жилых домах проживают 10 молодых инвалидов, и их готовят к самостоятельной жизни, в ГУСО «Весновский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Могилевской области за счет Ирландской благотворительной организации создан дом самостоятельного проживания для 12 девочек, в ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Брестской области 5 человек получают данную услугу.
Кроме этого, данная услуга уже предоставляется в трех психоневрологических домах-интернатах Брестской области (Телеханский, Коссовский, Жабчицкий), двух – Могилевской области (Быховский и Каменский) и ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3 г. Минска».
Главной целью открытия таких домов является адаптация детей-инвалидов и молодых инвалидов к самостоятельной жизни.
Курлыпо Нина, Минск:
Востребованы ли услуги няни семьями, воспитывающими детей-инвалидов? Что входит в перечень услуг, они платные или бесплатные?
Марина Артеменко:
Категории семей, которым предоставляются услуги по кратковременному уходу за малолетними детьми, расширены за счет семей, воспитывающих двойню, и семей с детьми-инвалидами. И в первую очередь это обусловлено спросом населения на такие услуги, ведь семьи с такими детьми, как правило, нуждаются в дополнительной помощи. А уже какова будет статистика востребованности таких услуг – покажет время.
В настоящее время нормативные и правовые документы, регламентирующие предоставление социальных услуг, проходят обязательную юридическую экспертизу в Министерстве юстиции.
Постановлением № 1218 предусмотрено предоставление услуг няни по оказанию помощи в уходе за ребенком-инвалидом в возрасте до 4 лет неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, и семьям, в которых воспитываются двое и более детей-инвалидов. Услуги няни указанным категориям предоставляются бесплатно в пределах 20 часов в неделю и включают в себя помощь в уходе за детьми вместе с одним из родителей (кормление, санитарно-гигиенические процедуры, прогулки и т.д). Кроме того, предусмотрено кратковременное (в течение дня) освобождение родителей от ухода за ребенком, в том числе за ребенком-инвалидом (до 4 часов в неделю). То есть на это время родители могут оставить детей под присмотром няни для решения семейно-бытовых вопросов.
Дарицкая М.М., Гомель:
Сколько стоит услуга сиделки в центрах соцобслуживания населения? Какова потребность в этих услугах? Сколько человек в очереди на оказание услуги сиделки?
Александр Румак:
В текущем году услуги сиделки вошли в перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспечения граждан этими услугами. В связи с этим они будут предоставляться по социально низким доступным ценам, которые в соответствии с законодательством устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом.
В настоящее время стоимость нормо-часа на оказание социальных услуг, входящих в упомянутый перечень, составляет от Br1500 в Минской области до Br2950 в Брестской области.
В 2012 году 143 сиделки оказали помощь 286 человекам. При этом в Гомельской области такие услуги не предоставлялись.
Воронец Ольга, Минск:
Александр Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о переходе на новые условия предоставления соцуслуг, в том числе направленные на привлечение совершеннолетних детей к возмещению затрат на социальное обслуживание их родителей.
Александр Румак:
Работа по определению новых условий оказания социальных услуг не завершена. Условия предоставления социальных услуг территориальными центрами социального обслуживания населения нетрудоспособным гражданам будут зависеть от их материального положения и наличия родственников, обязанных по закону их содержать.
Порядок помещения граждан в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для детей-инвалидов, специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов, специальные дома), определен Положением о порядке, особенностях и основаниях предоставления гражданам специальных жилых помещений государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для детей-инвалидов, специальных домах для ветеранов, престарелых и инвалидов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 года № 1408 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2008 г. № 292»
В июне и декабре 2012 года внесен ряд изменений и дополнений в названное Положение, которыми, в частности, введен новый тип учреждения, осуществляющего стационарное социальное обслуживание, такой как дом-интернат (отделения) повышенной комфортности для престарелых и инвалидов, в котором гражданам жилые помещения будут предоставляться на платных условиях.
Кроме того, предусмотрено предоставление специального жилого помещения в домах-интернатах общего типа на платных условиях гражданам, которым в соответствии с законодательством предоставляются специальные жилые помещения государственного жилищного фонда в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, не достигшим возраста 65 лет, за исключением инвалидов I и II группы; получающим пенсию из других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Беларусь; гражданам, жилые помещения которых, принадлежащие им на праве собственности, были отчуждены по договорам дарения, купли-продажи в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления о предоставлении специального жилого помещения.
Что касается возмещения совершеннолетними детьми затрат на содержание своих родителей в домах-интернатах, то, в первую очередь, обязанности детей в отношении родителей закреплены в статье 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, согласно которой дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.
Это также нашло отражение и в вышеуказанном Положении, где предусмотрено, что гражданам, имеющим совершеннолетних детей, супругов и родителей, не являющихся инвалидами I и II группы, не достигших возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо других физических или юридических лиц, с которыми заключены договор ренты с предоставлением средств на содержание, договор пожизненного содержания с иждивением, специальные жилые помещения в домах-интернатах общего типа предоставляются на платных условиях. Тем самым, предусматривается зависимость условий проживания от наличия у граждан, определяемых в интернатное учреждение, детей трудоспособного возраста и, соответственно, оказание детьми помощи по возмещению расходов на содержание своих родителей в таких учреждениях.
Копылова Мария Вас., Орша:
Добрый день! Скажите, пожалуйста, каковы тарифы на социальные услуги? Какие прогнозы — будут ли они возрастать?
Александр Румак:
Перечень социальных услуг, оказание которых гарантируется государством бесплатно либо по доступным ценам, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2012 года № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг». В соответствии с законодательством стоимость нормо-часа на услуги, входящие в такой перечень, устанавливается облисполкомами и Минским горисполкомом и в настоящее время составляет от Br1500 в Минской области до Br2950 в Брестской области.
Необходимо отметить, что стоимость нормо-часа значительно занижена по сравнению с покупательной способностью пенсии по возрасту. К примеру, в 2001 году при среднем размере пенсии по возрасту в Br55 тыс. стоимость одного нормо-часа составляла Br886. Получатель такой пенсии мог купить у территориального центра 62 нормо-часа социальных услуг. В 2005 году получатель средней пенсии по возрасту (Br201,7 тыс.) мог оплатить уже 186 нормо-часов. В 2012 году такой пенсии (Br1,52 млн.) стало достаточно для покупки 695 нормо-часов. В связи с этим социальные услуги, оставаясь доступными по возможности их приобретения, должны оказываться по тарифам, установленным в увязке с уровнем доходов нетрудоспособных граждан.
Иван Николаевич, Костюковичи:
Я пенсионер, 1930 года рождения, приехал в г. Костюковичи из г. Брянска (Россия). Там меня обслуживал социальный работник. Есть ли такая помощь в Костюковичах?
Анатолий Ражанец:
Есть. Такая помощь оказывается отделениями социальной помощи на дому территориальных центров социального обслуживания населения, функционирующими во всех административных районах республики, включая г.Костюковичи. Социальные работники оказывают нетрудоспособным гражданам социально-бытовые услуги, включая доставку продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости, содействие в уборке квартиры, оплату жилья и коммунальных услуг, доставку воды, топлива и картофеля из хранилища, расчистку дорожек от снега; предоставляют необходимую информацию и консультации по вопросам оказания социальных услуг и другие услуги. Подробную информацию о порядке и условиях оказания социальных услуг можно узнать в центре Костюковичского района по адресу: г. Костюковичи, ул. Зиньковича, дом 52 или по телефону 54-999.
Мария Николаевна, Сморгонь:
Я живу в г. Сморгони и недавно вышла на пенсию. Хочется чем-то заниматься, что-то делать. Слышала, что есть какое-то полустационарное обслуживание. Что это такое?
Александр Румак:
В территориальных центрах социального обслуживания населения с 2007 года начала внедряться новая форма социального обслуживания — полустационарное социальное обслуживание, предусматривающее пребывание гражданина в центре в течение дня. К 2010 году во всех центрах были открыты отделения дневного пребывания для инвалидов, а с 2011 года в центрах стали создаваться отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста.
На 1 января 2013 года такие отделения функционировали уже в 10 центрах, включая центр Сморгонского района. Здесь для пожилых граждан созданы условия для поддержания активного образа жизни: работают кружки и клубы по интересам, компьютерный класс, проводятся различные культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Это направление работы позволяет поддерживать здоровье и психологическое состояние пожилых людей, найти им занятие по интересам, общаться, творить. А, как известно, активный человек меньше болеет, дольше сохраняет способность обслуживать себя и в целом — дольше живет.
Поэтому рекомендуем и вам обратиться в центр по адресу: г. Сморгонь, ул.Кутузова, дом 15А.
Марина, Минск:
Одна воспитываю ребенка. В настоящее время получаю пособие по уходу за ребенком до трех лет. Подскажите, пожалуйста, на какой период мне могут назначить ежемесячное социальное пособие?
Александр Румак:
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» неполным семьям, в которых родитель осуществляет уход за ребенком в возрасте до трех лет, ежемесячное социальное пособие предоставляется на шесть месяцев.
Петровская Н., Минск:
Мой сын учится в университете на платной основе, за учебу плачу я. В оказании адресной помощи ему было отказано. Прошу разъяснить, правомерно ли ему отказали в предоставлении помощи государства?
Александр Румак:
Согласно подпункту 4.4 пункта 4 Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи» государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия не предоставляется семье (гражданину), если член семьи (гражданин) получает образование на платной основе. Исключением в данном случае является получение такого образования с привлечением кредита на льготных условиях за счет средств юридических лиц или физических лиц, ведущих с ним раздельное хозяйство.
При условии, если вы ведете с сыном совместное хозяйство, принятое решение об отказе в предоставлении вашему сыну государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия правомерно.
Наталья Николавена Горчик, Минск:
Будет ли расширен период ежегодно устанавливаемых пенсионерам льгот по проезду в пригородном транспорте с 30 сентября на 30 октября, поскольку общеизвестно, что работы на дачах ведутся весь октябрь?
Александр Румак:
Государственная поддержка пенсионеров предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь от 29 апреля 2011 г. № 176, согласно которому пенсионеры имеют право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на железнодорожном, водном и автомобильном транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) на период сезонных сельскохозяйственных работ ежегодно с 1 мая по 30 сентября. Внесение изменений и дополнений в названный указ, связанных с продлением срока ежегодно устанавливаемых пенсионерам льгот по проезду в пригородном транспорте, в настоящее время не предполагается.
Сидорчук П.Н., Минская область:
Предполагается ли законодательством Республики Беларусь установить льготы «детям войны»?!!!
Александр Румак:
Законом Республики Беларусь «О ветеранах» определены категории граждан, пострадавших в годы войны, кому установлены социальные льготы. К ним отнесены: члены семей погибших (умерших) военнослужащих, партизан и подпольщиков из числа родителей, не вступивших в новый брак супругов, детей (в том числе усыновленных) и других иждивенцев погибшего (умершего), получающих пенсию по случаю потери кормильца; бывшие узники фашизма; инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.
Правовой статус гражданам, находившимся в период Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте, а также начавшим трудовую деятельность в указанный период, законодательством Республики Беларусь не установлен. Внесение изменений и дополнений в законодательство в части установления статуса и дополнительных мер социальной защиты указанной категории граждан не предполагается.
Казарчик Николай, Московская область:
Кого в Беларуси считают ветераном Великой Отечественной войны и всегда ли российские ветераны могут воспользоваться льготами в Беларуси?
Александр Румак:
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий, а также лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1. Участники Великой Отечественной войны:
1.1. военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие воинскую службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии (флота) в период гражданской или Великой Отечественной войны, а также во время других боевых операций по защите Отечества, партизаны и подпольщики Гражданской или Великой Отечественной войны;
1.2. военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
1.3. лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, войск и органов внутренних дел и органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
1.4. сотрудники разведки, контрразведки и другие лица, выполнявшие специальные задания в воинских частях действующей армии, в тылу противника или на территории других государств в период Великой Отечественной войны;
1.5. работники специальных формирований Народного комиссариата путей сообщения, Народного комиссариата связи, плавающего состава промысловых и транспортных судов и летно-подъемного состава авиации Народного комиссариата рыбной промышленности СССР, морского и речного флота, летно-подъемного состава авиации Главного управления Северного морского пути, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение военнослужащих и выполнявшие задачи в интересах действующей армии (флота) в пределах тыловых границ действующих фронтов (оперативных зон флотов);
1.6. военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника в период Великой Отечественной войны, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украинской ССР, Белорусской ССР и Прибалтийских республик в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года;
1.7. лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп в годы Второй мировой войны на территории других государств.
2. Лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
3. Лица следующих категорий:
3.1. работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
3.2. члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
3.3. принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах.
4. Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
Льготы ветеранам Великой Отечественной войны установлены законами Республики Беларусь «О ветеранах», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», действие которых распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
В соответствии с соглашением глав правительств государств – участников СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих» от 15 апреля 1994 года категории лиц, указанные в соглашении, временно пребывающих на территории государств — участников Содружества, имеют следующие льготы и гарантии:
1.Бесплатное получение скорой и неотложной медицинской помощи до полного выздоровления либо, как минимум, до времени, когда транспортировка больного к месту проживания не опасна для его здоровья и жизни, без взаимной компенсации затрат государствами-участниками соглашения.
2. Бесплатное или с 50-процентной скидкой получение лекарств по рецептам врачей поликлиники государства пребывания при амбулаторном (поликлиническом) лечении, если указанные категории лиц имеют льготы по лекарственному обеспечению, установлены соглашением, без взаимной компенсации затрат государствами-участниками соглашения на основе взаимной договоренности между ними.
3. Льготное обслуживание предприятиями и организациями службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, предоставление льгот при посещении культурно-просветительных учреждений в порядке, определяемом государством пребывания.
Льготы по проезду определены соглашением «О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним» от 12 марта 1993 года. На территории Республики Беларусь ветераны Великой Отечественной войны имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте.
Основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или государствами-участниками Содружества по формам, действовавшим на 1 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.
Олег Н., Брестская область:
Какие средства реабилитации предусмотрены для инвалида 1 группы по зрению?
Александр Румак:
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2007 года№ 1722 «О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» инвалиды 1 группы по зрению имеют право на бесплатное и льготное обеспечение следующими техническими средствами социальной реабилитации: тростью тактильной для слепых и слабовидящих; диктофоном (плеером) – если обучаются в учреждениях высшего, среднего специального образования; сотовым телефоном с программным обеспечением, синтезирующим речь (смартфоном); устройством для прослушивания озвученной литературы (плеером); часами с синтезатором речи; глазными протезами; контактными линзами; лупами.
Согласно постановлению инвалиды 1 группы по зрению обеспечиваются бесплатно или на льготных условиях названными средствами реабилитации на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.
Татьяна:
Мой ребенок, не является инвалидом, но по медицинским показаниям нуждается в ортопедической обуви. Могу ли я получить обувь бесплатно? Если да, то каким образом ее можно получить?
Рита Сушко:
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 года № 41 «О государственной адресной социальной помощи» детям в возрасте до 18 лет, которые не являются инвалидами, но по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения нуждаются в ортопедической обуви, предоставляется социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Социальное пособие для обеспечения ортопедической обувью предоставляется в денежной безналичной форме, без учета доходов семьи. Для назначения данного социального пособия заявитель к заявлению прилагает только паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; свидетельство о рождении ребенка — при обеспечении средствами реабилитации ребенка в возрасте до 16 лет; заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.
Изготовлением ортопедической обуви занимается РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр».
Необходимо отметить, что социальное пособие предоставляется детям в возрасте до 18 лет не только для обеспечения ортопедической обувью, а также для приобретения: ортезов верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы), ортезов туловища (корсеты, бандажи, спиноголоводержатели, жесткие пояса), изделий для лечебного протезирования детей (абдукционные трусики, распорки), слуховых аппаратов, тест-полосок для определения сахара в крови.
По вопросу предоставления социального пособия, в том числе и на оплату ортопедической обуви, необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации.
Павлов Дмитрий, Минск:
Имеются ли какие-нибудь льготы у инвалидов 3 группы с детства?
Александр Румак:
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 марта 2012 года № 139 «О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 1 апреля 2012 года, гражданам, являющимся инвалидами 3 группы, предоставлено право на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности.
Указом от 19 января 2012 года № 41 «О государственной адресной социальной помощи» предусмотрена адресная поддержка в виде социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации [1], которое предоставляется инвалидам 3 группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, независимо от величины среднедушевого дохода гражданина в размере стоимости технических средств социальной реабилитации. Данный вид помощи назначается на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в технических средствах социальной реабилитации.
[1] Протезы верхних и нижних конечностей (в комплекте с чехлами), ортезы верхних и нижних конечностей (аппараты, туторы, обувные вставки, сапожки Дикуля и другие изделия, кроме стелек-супинаторов, стелек ортопедических), ортезы на позвоночник (корсеты, реклинаторы и другие изделия), ортопедическая обувь, протезы молочной железы с лифами, слуховые аппараты, глазные протезы, шприцы инсулиновые одноразового пользования или иглы одноразовые для шприц-ручек, тест-полоски для определения сахара в крови.
Вашкевич Наталья, г. Брест:
Есть ли заинтересованность в регионах Беларуси во внедрении новых отношений в соцобслуживании?
Александр Румак:
В регионах республики идет реализация новых форм социального обслуживания и оказания социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания. Так, в 2012 году краткосрочным проживанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов охвачено 111 человек (Брестская обл. – 2, Могилевская обл. – 11, г. Минск – 98). Услуга по проживанию в условиях повышенной комфортности на платной основе оказана 46 человекам (Брестская обл. – 3, г. Минск – 43). Сопровождаемым проживанием охвачено 176 человек (Брестская обл. – 10, Витебская обл. – 10, Могилевская обл. – 126, г. Минск – 30). В Гродненском доме-интернате для престарелых и инвалидов планируется открытие отделения повышенной комфортности для ветеранов ВОВ на 12 койко-мест.
С января 2013 года оказывается услуга по социальной передышке для семей, воспитывающих детей-инвалидов, на базе государственного учреждения «Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития» Воложинского района для семей, проживающих в Минской области и г. Минске (пребывание ребенка-инвалида до 28 дней).
Гринцова Валентина Леоновна, Витебск:
Почему стаж по списку 2 до 1992 года не защитывают к льготной пенсии по списку 2? Я работала в деревообрабатывающем цехе отделочником с 1983 года, в 1988 году у меня в трудовой записано, что я теперь переведена отделочником изделий из древесины, но льготы как были, так и остались, и люди как на моем участке уходили раньше на пенсию, так и продолжали. В 2010 году в 50 лет мне отказали в льготной пенсии, просто не посчитали стаж до 1992 года. Изучив очень много постановлений, я нигде не нашла записи, что можно выкинуть стаж до 1992 года — на каком основании?
Александр Румак:
При назначении пенсии применяется законодательство, действующее на дату обращения за ней. Списками №1 и №2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 года №1173, которые применяются при начислении специального стажа за периоды работы до 1 января 1992 года, отделочники изделий из древесины не предусмотрены, поэтому работа в указанной профессии до 1 января 1992 года в специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, не засчитывается.
Жировский Максим, Минск:
Какова перспектива передачи жилищно-коммунальных субсидий в систему ЖКХ?
Анатолий Ражанец:
В настоящее время действующее законодательство не предусматривает начисление жилищно-коммунальных субсидий. Вместе с тем Министерством жилищно-коммунального хозяйства данный вопрос прорабатывается с участием заинтересованных.
Дамкина С.Л., Минск:
Каковы дальнейшие перспективы совершенствования системы ГАСП?
Анатолий Ражанец:
В настоящее время подготовлен проект Указа Президента Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 и от 19.01.2012 №41», который предусматривает: повышение доступности предоставления ежемесячного социального пособия и социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников, а также введение дополнительных фильтров для ограничения получения государственной адресной социальной помощи для граждан, занимающих иждивенческую жизненную позицию. Проект указа внесен на рассмотрение главе государства.
Козлова Светлана, Могилев:
В Германии несколько лет назад введен налог на обеспечение людей в старости. Родители не могут в полной мере надеяться на своих детей, поэтому предпочитают платить налог — от 0,5% до 1,5%, чтобы эти средства потом пошли на уход за ними. Возможно ли введение такого налога в Беларуси?
Александр Румак:
Введение подобного налога в нашей стране не рассматривается на данном этапе. При этом в действующее законодательство планируется внесение дополнительных мер, предусматривающих ответственность детей за содержание своих нетрудоспособных родителей.
Меркулова Светлана Алекс., Могилевская область:
Александр Алексеевич, как Вы относитесь к открытию частных домов-интернатов для престарелых и инвалидов?
Александр Румак:
Министерство готово поддерживать открытие частных домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Шилак В.В., Минск:
Как, по Вашей оценке, идет реализация эксперимента в г.Минске по внедрению новых форм социального обслуживания?
Александр Румак:
Министерством труда и социальной защиты внесены предложения и инициировано принятие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 8 июня 2011 г. №738 «О проведении эксперимента по внедрению новых форм социального обслуживания и предоставлению социальных услуг», в соответствии с которым до 2016 года в Минске будут апробированы новые формы социального обслуживания в стационарных учреждениях, в том числе предоставление домами-интернатами общего типа социальных услуг получателям ренты, заключившим договор пожизненного содержания с иждивением.
При проработке возможности заключения договора ренты такое желание изъявляли около 50 пожилых одиноких граждан. Однако боязнь родственников этих граждан потерять возможность наследования недвижимого имущества пожилых людей подтолкнула их больше внимания уделять своим родственникам и активизировать семейные формы ухода. В настоящее время заключено три таких договора.
Мирошниченко В.В., Минск:
Сколько в Беларуси было случаев выселения за неуплату из домов-интернатов?
Александр Румак:
Законодательством предусмотрено выселение граждан за неуплату стоимости проживания в стационарном учреждении социального обслуживания. На практике такая мера используется в самом крайнем случае, однако данными о таких случаях министерство не располагает.
Марковский Леонид, Брест:
На каких условиях организуются приемные семьи для стариков?
Александр Румак:
Приемные семьи для пожилых граждан в настоящее время созданы в отдельных территориальных центрах социального обслуживания населения Витебской, Гродненской и Минской областей. Очень важным моментом при их создании является подбор семей, готовых взять к себе пожилого человека, а также подбор пожилого человека, который нуждается в таком виде услуг. Поэтому после того как найдены такие люди, территориальный центр социального обслуживания населения проводит психологическое тестирование обеих сторон, после чего проводится пробное, то есть гостевое проживание.
Когда обе стороны готовы принять решение, заключается трехсторонний договор между семьей, территориальным центром и человеком. В соответствии с договором семья предоставляет человеку жилье, питание, уход. Человек вносит в бюджет семьи оговоренную сумму денег, а территориальные центры социального обслуживания населения осуществляют контроль и поддержку человека и семьи. Такая форма оптимальна, так как человек перестает быть одиноким, получает полный уход в привычных условиях.
Буевич Дмитрий Петрович, Витебск:
Может ли индивидуальный предприниматель или студент вуза оформить опеку над инвалидом I группы?
Александр Румак:
Если вы имеете в виду назначение пособия по уходу за инвалидом I группы, то право на такое пособие имеют, в частности, трудоспособные, не работающие, не занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы. Индивидуальные предприниматели и студенты высших учебных заведений, обучающиеся в дневной форме, права на пособие по уходу за инвалидом I группы не имеют.
Если ваш вопрос в части установления опеки за инвалидом I группы, то опекун может быть назначен за инвалидом I группы, который в установленном порядке признан недееспособным. По данному вопросу необходимо обращаться в органы здравоохранения.
Ружинская Дарья, Солигорск:
Где на территории республики появятся первые дома-интернаты повышенной комфортности? И когда?
Александр Румак:
В соответствии с подпрограммой «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания» Комплексной программы развития социального обслуживания на 2011-2015 годы эта работа начнется с 2014 года в Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областях.
Министерство считает, что это должен быть индивидуальный проект здания по типу мини-квартир. Первое отделение повышенной комфортности, состоящее из 12 комнат, откроется и на базе Гродненского дома-интерната для престарелых инвалидов.
Шварко С.С., Минская область:
Планируется ли открывать совместные дома-интернаты — для детей и стариков?
Александр Румак:
Исходя из потребности в социальных услугах, законодательством определены типы домов-интернатов, которые предусмотрены для поселения в них отдельно престарелых и инвалидов и детей-инвалидов. Открытие совместных домов-интернатов не планируется.
Соколовский Евгений, Могилев:
Сколько родителей, воспитывающих детей-инвалидов, воспользовались возможностью получить социальную передышку? На каких условиях и кому она предоставляется?
Александр Румак:
С января 2013 года оказывается услуга по социальной передышке для семей, воспитывающих детей-инвалидов, на базе государственного учреждения «Ивенецкий дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями физического развития» Воложинского района для семей, проживающих в Минской области и городе Минске (пребывание ребенка-инвалида до 28 дней). Данной услугой воспользовались две семьи. Активно поступают заявки на принятие детей-инвалидов в летний период.
Такая социальная услуга предусматривает освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов. В Республике оказывать такую социальную услугу на платной основе могут все дома-интернаты для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития.
Баринов Евгений, Мозырь:
В каких регионах развивается служба социального такси? И каковы перспективы у этого вида услуг?
Анатолий Ражанец:
Во всех территориальных центрах социального обслуживания населения оказываются так называемые транспортные услуги, то есть предоставление автотранспортом территориальных центров услуг по доставке нетрудоспособных граждан в учреждения здравоохранения, социальной защиты и др. Эти услуги оказываются на условиях оплаты по социально доступным ценам.
Также в Минске и в Гомеле внедрена такая форма, как социальное такси. Оказывается эта услуга спецавтотранспортом автомобильных предприятий за счет средств местных исполнительных органов в соответствии с их решениями. Например, инвалидам I группы — бесплатно. Диспетчерские функции в данном случае выполняют территориальные центры социального обслуживания населения. Для внедрения такой услуги необходимо включение данного мероприятия в областную программу.
Деречик Тамара Владимировна, Волковыск:
Почему не действует Указ Президента Республики Беларусь от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан»? Согласно которому пенсионер сам имеет право выбирать пенсию или зарплату. Но, как правило, при контрактной системе решает наниматель, продлевать тебе контракт или нет. Как поступить пенсионеру, чтобы отстоять свои права?
Александр Румак:
Законодательство о труде не предусматривает ограничения по возрасту на продолжение трудовых отношений. Поэтому наниматель принимает решение о продлении контракта с работником не с учетом его возраста, а с учетом его профессиональных качеств, соблюдения им трудовой и исполнительной дисциплины и т.д. Законодательство не связывает продление контракта с работником с фактом получения или неполучения им пенсии. Поэтому работнику при решении вопроса об отказе от получения пенсии необходимо удостовериться в продолжении трудовых отношений (продлении контракта).
Вандич Светлана, Пинск:
В Новгородской области РФ создаются школы по уходу за пожилыми людьми. Мне кажется, это перспективно и для Беларуси. А вам?
Анатолий Ражанец:
В настоящее время на базе территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН) создаются отделения дневного пребывания пожилых людей. На их базе проводится работа по организации досуга данной категории граждан, кружковая работа и т.д. Проводятся занятия по обучению граждан методам ухода за пожилыми людьми на дому.
Также в ТЦСОН внедряется новый вид социальной услуги — услуга сиделки. Для организации такой работы в Школах социальных работников ТЦСОН осуществляется обучение работников центров навыкам ухода за пожилыми людьми. Более того, на базе Республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров Министерства труда и социальной защиты организован специальный курс «Сиделки». Здесь обучаются в основном работники ТЦСОН.
Петренко Т.П., Вилейский район:
Скажите, пожалуйста, почему соцработником по уходу за взрослым инвалидом первой группы (79 лет) может быть только человек трудоспособного возраста? Представьте ситуацию — одинокий инвалид первой группы проживает в деревне, жителями которой, а также жителями близлежащих деревень являются практически полностью пенсионеры. Некоторые из них могли бы, к примеру соседи пенсионного возраста , ежедневно помогать инвалиду. Но, насколько мне известно, соцработником по уходу за инвалидами могут быть только люди трудоспособного возраста, а это ведь существенно ограничивает возможность найти в наших деревнях таких помощников. Не собираются ли в этом плане менять что-то?
Александр Румак:
Согласно положениям законодательства пособие по уходу за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, является мерой социальной защиты трудоспособных лиц, оставивших работу (иную трудовую деятельность) в связи с необходимостью осуществления ухода.
Право на пособие по уходу предоставляется только при условии осуществления постоянного ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в этом уходе. Под постоянным уходом понимается помощь других лиц для осуществления одной или нескольких нерегулируемых насущных потребностей (личная гигиена, одевание, прием пищи, осуществление физиологических отправлений и другие), нуждаемость в удовлетворении которых возникает несколько раз в сутки.
С учетом изложенного, право на пособие по уходу предоставлено только трудоспособным лицам. Пересмотр положений законодательства в данной части не планируется.