По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) каждый год во всем мире от 250 до 500 тысяч человек теряют возможность двигаться из-за травм спинного мозга и становятся инвалидами. Последние эксперименты ученых дают парализованным людям надежду покинуть инвалидную коляску и вернуться к полноценной жизни.
— Я начал заниматься этой темой 20 лет назад, когда мы стали сотрудничать с фондом Кристофера Рива и его жены Даны. — рассказывает профессор Грегуар Куртин из швейцарского Федерального технологического института в Лозанне. — Крис был известным голливудским актером и спортсменом. Я видел его в фильме «Супермен», где он сыграл главного героя. Но в 1995 году Рив упал с лошади во время скачек, сломал шейные позвонки и был полностью парализован. Он появился у нас в лаборатории в конце рабочего дня на инвалидной коляске. Крис обратился к нам, ученым и специалистам: «Будьте предельно прагматичны. Завтра, когда вы выйдите из свого института, я хочу, чтобы вы остановились у реабилитационного центра и посмотрели на травмированных людей, которые сражаются за каждый шаг. И по пути домой подумайте, что вы можете изменить в своих исследованиях, чтобы сделать их жизнь лучше». Это изменило все мои планы…
Грегуар создал команду из нейробиологов, хирургов, физиотерапевтов, инженеров, которая попыталась подойти к решению проблемы с неожиданной стороны. Традиционная тактика лечения заключается в том, чтобы восстановить поврежденные ткани и привести их в обычное положение.
Грегуар Куртин предложил совершенно революционный способ. Он рассуждал следующим образом: люди не могут управлять своим телом, потому что из-за повреждения спинного мозга нервные импульсы не доходят до адресата — двигательных мышц. Попытки восстановить движение нейронов через поврежденный участок не приносят успеха. А что, если обойти травмированную зону с помощью биоэлектронного «моста»? То есть сделать так, чтобы нервные импульсы головного мозга попадали напрямую в ту часть спинного мозга, которая находится ниже зоны повреждения?
Сначала профессор Куртин обкатывал свою идею на лабораторных мышах. Затем перешел к опытам на обезьянах. Но, поскольку в Европе такого рода эксперименты на высших приматах запрещены, швейцарской команде приходилось регулярно по нескольку раз в месяц летать в Китай, где законодательство более лояльное и с хвостатыми особо не церемонятся. Эти переезды затягивали ход исследований и Кристофер Рив не дождался результатов — он скончался от сердечного приступа 10 октября 2004 года. А успех швейцарцы отпраздновали совсем недавно. В журнале Nature были опубликованы результаты исследования, которые доказывают правоту Грегуара.
Алгоритм работы биоэлектронного «моста» можно описать следующим образом:
1. В мозг макаки вживляется микрочип. Когда обезьяна хочет сделать шаг, это устройство считывает импульсы коры головного мозга и по беспроводной связи отправляет их в компьютер.
2. Компьютер дешифрует эти данные и преобразует в двигательную команду (какие мышцы должны сокращаться и каким образом).
3. Эта команда по беспроводной связи поступает в электронное устройство, расположенное ниже места разрыва спинного мозга. Оно генерирует электрические импульсы, которые приводят мышцы ног обезьяны в движение.
Опыты проводились на двух макаках-резусах, у которых был частично перерезан спинной мозг. Одна обезьяна, у которой была парализована правая нога, научилась ходить за 6 дней. Другой понадобилось две недели.
Парализованные обезьяны, которым вживили микрочип в мозг, снова научились ходить. Одна обезьяна, у которой была парализована правая нога, научилась ходить за 6 дней. Другой понадобилось две недели.
Видео производит сильное впечатление: когда устройство выключено обезьяна не владеет ногой и тащит ее за собой. Как только, приемники и передатчики заработали, макака, как ни в чем не бывало, начинает дефилировать на всех четырех лапах.
Естественно, технологию надо дорабатывать, чтобы использовать ее для реабилитации людей. Скорость передачи и обработки информации должны быть очень высокими, чтобы человек не «зависал» и мог управлять своими естественными движениями в режиме реального времени. А само устройство надежным и миниатюрным. Тем не менее, по мнению профессора Грегуара Куртина, к 2020 году технологии биоэлектронного лечения будут доступны для людей.
http://www.kp.by/daily/26606.7/3622514/