Всё будет как в Европе!?

Accessibility_Universal_Design

Состояние безбарьерной среды в Беларуси нельзя назвать идеальным. Несмотря на то, что только в Минске за 2014 год с учетом безбарьерной среды были оборудованы 326 объектов, этого недостаточно. Кроме того, многие объекты, признанные доступными, остаются такими только на бумагах. А по факту – инвалидам «не по плечу»: то слишком большой уклон пандуса, то непреодолимые бордюры или узкие двери.

В конце ушедшего года в Минске состоялось заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, одним из вопросов повестки дня которого была реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды в Минске. Об этом мы подробно рассказывали на страницах газеты. Кроме этого, членами Республиканского межведомственного совета была заслушана и информация о европейском опыте безбарьерной среды, с которой выступил председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко.

Евгений Маратович предложил применить методики, которые давно используются в Германии, Швеции, США и Литве. Многие из обозначенных наработок целесообразно использовать в Беларуси.

Дверные пороги в домах-интернатах, реабилитационных центрах, квартирах для инвалидов

В зарубежных странах разработали специальное дверное приспособление, с помощью которого пороги самостоятельно «прячутся», когда дверь открывается. В то же время, когда дверь закрывается, пороги становятся на место, сохраняя, таким образом, тепло  и звук в помещении. Секрет в уплотнительных резинках, которые поднимаются под действием магнита. Они устанавливаются на любую дверь, даже пластиковую; «родной» порог при этом срезается. Такие двери позволяют беспрепятственно проехать инвалиду.

Евроключ для общественных туалетов

В Беларуси очень мало специализированных общественных туалетов для инвалидов. В Европейских странах такие туалеты давно есть, но государства столкнулись с тем, что ими начали пользоваться не только инвалиды. Поэтому был сделан специальный ключ, дубликат которого практически невозможно изготовить. Такие евроключи централизованно выдают инвалидам, которые имеют право ими пользоваться. В этом случае человек с инвалидностью  может в любой момент воспользоваться общественным туалетом без препятствий.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Последний человек с «железными легкими» умер в возрасте 78 лет

В США доступны все общественные туалеты

Когда в нашей стране проводят любые массовые мероприятия, то коммунальные службы устанавливают биотуалеты для посетителей. Но среди этих кабинок никогда нет хотя бы одного туалета, которым сможет воспользоваться инвалид-колясочник.

«Необходимо, чтобы коммунальные службы, занимающиеся обеспечением мероприятий биотуалетами, согласно официальному постановлению, привозили в комплекте как минимум одну специализированную кабинку, – считает председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко. – Например, везут десять обычных кабинок, значит, вместе с ней – специализированную.

Парковочные места

В Европе помимо того, что на парковочных местах установлен пандус, на асфальт нанесена специальная штриховка для удобства людей с инвалидностью. В Беларуси парковочное место для обычного автомобиля составляет 2,5 м шириной, а для автомобиля человека с инвалидностью –  на метр больше – 3,5 м. Место на белорусской специальной парковке на асфальте не штрихуется. Поэтому зачастую здоровые водители «подпирают» автомобиль инвалида, а он не может потом попасть в машину обратно. Свободное место необходимо для того, чтобы инвалид-колясочник мог открыть дверь своей машины на полную ширину, поставить там коляску и пересесть.

Парковочные карточки

Такие карточки используются по всему миру, в том числе в ближайших к нам европейских странах: Литве и Польше. Парковочные карточки нужны для того, чтобы человек с инвалидностью, приехавший на специализированную парковку мог подтвердить, что он имеет право здесь парковаться. В Беларуси таких карточек нет, вместо них – «инвалидный знак» на лобовом стекле автомобиля. Но такой знак обычно клеится только на ту машину, которой управляет инвалид. Бывают ситуации, что у человека нет прав, его просто привезли как пассажира, тогда он не имеет права становиться на такую парковку. В европейских странах независимо от того, есть ли у человека машина или нет, ему выдают такую парковочную карточку. Она, кстати, имеет степень защиты, чтобы нельзя было подделать, и специальный код, по которому можно узнать, действительно ли эта карточка принадлежит данному водителю, пассажиру. Такая карточка вешается на стекло или зеркало.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пенсия по инвалидности в Беларуси. Кто может получать. Как оформить. Сколько составляет.

«Особенно полезной эта карточка будет для белорусского социального такси, которое тоже имеет право парковаться в специально отведённых местах, но не имеет с собой никаких подтверждающих документов. Социальному такси можно выдавать временные парковочные карточки» – комментирует Евгений Маратович.

Мобильные пандусы для железной дороги

На наших вокзалах большинство платформ старые и низкие. Когда подъезжает поезд, то, чтобы посадить человека на инвалидной коляске в вагон, приходится таскать его на руках. Совершенно простые пневматические подъемники есть в Европе. В таких подъемниках нет сложных деталей, а работают они по простому принципу. В подъемник закатывается инвалидная коляска, затем необходимо нажать специальный рычаг, с помощью которого нагнетается воздух, тогда платформа поднимается до нужного уровня. Таким образом, человек с инвалидностью может без проблем попасть в вагон любого поезда или электрички.

«Умный» грузовой лифт

В медицинских учреждениях есть грузовые лифты, в которых обычно перевозят пациентов на каталках или ими пользуются инвалиды-колясочники. В нашей стране такие лифты обслуживают специальные лифтеры, в то время как за рубежом уже давно установлена «умная» система. Это необходимо для того, чтобы лифтами могли воспользоваться только в специальных случаях (например, отвезти пациента в реанимацию), они не для общего пользования. Например, в Швеции в учреждениях со специальными лифтами на полу нарисован квадрат, к которому необходимо только подвести что-то металлическое (каталку, инвалидную коляску), как сразу же срабатывает кнопка вызова лифта. Простой человек не сможет воспользоваться этим лифтом.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Помощь людям с инвалидностью. Как предложить и оказать, рассказали эксперты

«Благодаря такому устройству оптимизируется система здравоохранения! Думаю, что ОАО «Могилевлифтмаш» сможет без проблем придумать такую систему» – считает Евгений Шевко.

– Насколько реально реализовать в нашей стране эти элементы безбарьерной среды?

– Было бы желание! Я не обозначил на заседании межведомственного совета какие-то сложные вещи. Затраты на эти приспособления обойдутся в рамках разумного, а помощь людям будет оказана значительная, – комментирует Евгений Шевко. – Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Тозик поддержал мои идеи и поручил проработать эти вопросы, разобраться, как их можно реализовать в Беларуси.

***

Конечно, руководствуясь обширным опытом других стран, его нельзя зеркально перенести на белорусскую почву. У каждой страны есть свои особенности, возможности и определённый уклад. Но, безусловно, зарубежный опыт для нас несет огромную пользу и идеи, из которых можно выбрать лучшее и реализовать в нашей действительности. Кроме того, нельзя отметать тот факт, что при развитии в Беларуси безбарьерной среды необходим, в первую очередь, комплексный подход.

Вместе. Газета Белорусского общества инвалидов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *