Состояние безбарьерной среды в Беларуси нельзя назвать идеальным. Несмотря на то, что только в Минске за 2014 год с учетом безбарьерной среды были оборудованы 326 объектов, этого недостаточно. Кроме того, многие объекты, признанные доступными, остаются такими только на бумагах. А по факту – инвалидам «не по плечу»: то слишком большой уклон пандуса, то непреодолимые бордюры или узкие двери.
В конце ушедшего года в Минске состоялось заседание Республиканского межведомственного совета по проблемам инвалидов, одним из вопросов повестки дня которого была реализация мероприятий по созданию безбарьерной среды в Минске. Об этом мы подробно рассказывали на страницах газеты. Кроме этого, членами Республиканского межведомственного совета была заслушана и информация о европейском опыте безбарьерной среды, с которой выступил председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко.
Евгений Маратович предложил применить методики, которые давно используются в Германии, Швеции, США и Литве. Многие из обозначенных наработок целесообразно использовать в Беларуси.
Дверные пороги в домах-интернатах, реабилитационных центрах, квартирах для инвалидов
В зарубежных странах разработали специальное дверное приспособление, с помощью которого пороги самостоятельно «прячутся», когда дверь открывается. В то же время, когда дверь закрывается, пороги становятся на место, сохраняя, таким образом, тепло и звук в помещении. Секрет в уплотнительных резинках, которые поднимаются под действием магнита. Они устанавливаются на любую дверь, даже пластиковую; «родной» порог при этом срезается. Такие двери позволяют беспрепятственно проехать инвалиду.
Евроключ для общественных туалетов
В Беларуси очень мало специализированных общественных туалетов для инвалидов. В Европейских странах такие туалеты давно есть, но государства столкнулись с тем, что ими начали пользоваться не только инвалиды. Поэтому был сделан специальный ключ, дубликат которого практически невозможно изготовить. Такие евроключи централизованно выдают инвалидам, которые имеют право ими пользоваться. В этом случае человек с инвалидностью может в любой момент воспользоваться общественным туалетом без препятствий.
В США доступны все общественные туалеты
Когда в нашей стране проводят любые массовые мероприятия, то коммунальные службы устанавливают биотуалеты для посетителей. Но среди этих кабинок никогда нет хотя бы одного туалета, которым сможет воспользоваться инвалид-колясочник.
«Необходимо, чтобы коммунальные службы, занимающиеся обеспечением мероприятий биотуалетами, согласно официальному постановлению, привозили в комплекте как минимум одну специализированную кабинку, – считает председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко. – Например, везут десять обычных кабинок, значит, вместе с ней – специализированную.
Парковочные места
В Европе помимо того, что на парковочных местах установлен пандус, на асфальт нанесена специальная штриховка для удобства людей с инвалидностью. В Беларуси парковочное место для обычного автомобиля составляет 2,5 м шириной, а для автомобиля человека с инвалидностью – на метр больше – 3,5 м. Место на белорусской специальной парковке на асфальте не штрихуется. Поэтому зачастую здоровые водители «подпирают» автомобиль инвалида, а он не может потом попасть в машину обратно. Свободное место необходимо для того, чтобы инвалид-колясочник мог открыть дверь своей машины на полную ширину, поставить там коляску и пересесть.
Парковочные карточки
Такие карточки используются по всему миру, в том числе в ближайших к нам европейских странах: Литве и Польше. Парковочные карточки нужны для того, чтобы человек с инвалидностью, приехавший на специализированную парковку мог подтвердить, что он имеет право здесь парковаться. В Беларуси таких карточек нет, вместо них – «инвалидный знак» на лобовом стекле автомобиля. Но такой знак обычно клеится только на ту машину, которой управляет инвалид. Бывают ситуации, что у человека нет прав, его просто привезли как пассажира, тогда он не имеет права становиться на такую парковку. В европейских странах независимо от того, есть ли у человека машина или нет, ему выдают такую парковочную карточку. Она, кстати, имеет степень защиты, чтобы нельзя было подделать, и специальный код, по которому можно узнать, действительно ли эта карточка принадлежит данному водителю, пассажиру. Такая карточка вешается на стекло или зеркало.
«Особенно полезной эта карточка будет для белорусского социального такси, которое тоже имеет право парковаться в специально отведённых местах, но не имеет с собой никаких подтверждающих документов. Социальному такси можно выдавать временные парковочные карточки» – комментирует Евгений Маратович.
Мобильные пандусы для железной дороги
На наших вокзалах большинство платформ старые и низкие. Когда подъезжает поезд, то, чтобы посадить человека на инвалидной коляске в вагон, приходится таскать его на руках. Совершенно простые пневматические подъемники есть в Европе. В таких подъемниках нет сложных деталей, а работают они по простому принципу. В подъемник закатывается инвалидная коляска, затем необходимо нажать специальный рычаг, с помощью которого нагнетается воздух, тогда платформа поднимается до нужного уровня. Таким образом, человек с инвалидностью может без проблем попасть в вагон любого поезда или электрички.
«Умный» грузовой лифт
В медицинских учреждениях есть грузовые лифты, в которых обычно перевозят пациентов на каталках или ими пользуются инвалиды-колясочники. В нашей стране такие лифты обслуживают специальные лифтеры, в то время как за рубежом уже давно установлена «умная» система. Это необходимо для того, чтобы лифтами могли воспользоваться только в специальных случаях (например, отвезти пациента в реанимацию), они не для общего пользования. Например, в Швеции в учреждениях со специальными лифтами на полу нарисован квадрат, к которому необходимо только подвести что-то металлическое (каталку, инвалидную коляску), как сразу же срабатывает кнопка вызова лифта. Простой человек не сможет воспользоваться этим лифтом.
«Благодаря такому устройству оптимизируется система здравоохранения! Думаю, что ОАО «Могилевлифтмаш» сможет без проблем придумать такую систему» – считает Евгений Шевко.
– Насколько реально реализовать в нашей стране эти элементы безбарьерной среды?
– Было бы желание! Я не обозначил на заседании межведомственного совета какие-то сложные вещи. Затраты на эти приспособления обойдутся в рамках разумного, а помощь людям будет оказана значительная, – комментирует Евгений Шевко. – Заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Тозик поддержал мои идеи и поручил проработать эти вопросы, разобраться, как их можно реализовать в Беларуси.
***
Конечно, руководствуясь обширным опытом других стран, его нельзя зеркально перенести на белорусскую почву. У каждой страны есть свои особенности, возможности и определённый уклад. Но, безусловно, зарубежный опыт для нас несет огромную пользу и идеи, из которых можно выбрать лучшее и реализовать в нашей действительности. Кроме того, нельзя отметать тот факт, что при развитии в Беларуси безбарьерной среды необходим, в первую очередь, комплексный подход.