Доступная среда или универсальный дизайн? В чем разница?

– Вы какой рукой пишете: правой или левой? – спрашивает Анастасия Селезнёва, одна из ведущих фестиваля «Универсальный дизайн для всех».

Она держит приборы, похожие на перчатки: пять длинных пластиковых пластин, которые скреплены между собой резинками и липучками. Они не гнутся, у них нет «фаланг». Их главная задача – сковывать движение.

Фото: Марина Некрасова / АСИ


Такая конструкция помогает воссоздать ощущения в руках у людей с ДЦП. В «перчатках» трудно писать, искать что-то в телефоне.

Это один из способов, которым Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» объясняет, как устроен мир, когда ты живешь с инвалидностью.

Черный ящик и этикет

≈ 12 млн человек с инвалидностью живут в России по данным Минтруда

Около «перчаток» стоит большой черный ящик. В нем нужно вслепую найти загаданные предметы и представить, каково это — воспринимать мир на ощупь.

Чтобы понять, как видит мир человек с частичной потерей зрения, можно надеть очки с разными диоптриями. Собрать в них большой пазл получается не у всех.

Фото: Марина Некрасова / АСИ


На столе разложены карточки со словами. Надо выбрать слова, которые корректно использовать в общении с людьми с инвалидностью. Если ошибешься, тебе объяснят, почему так говорить нельзя.

Эти упражнения можно проделать на фестивале «Универсальный дизайн для всех». В 2021 году РООИ «Перспектива» проводила его в пятый раз. Его главная цель – рассказывать о новейших технологиях и мотивировать архитекторов и строителей планировать пространства с учетом потребностей разных людей.

Про пандусы и не только

Если доступная среда ориентирована на маломобильные группы населения, то универсальный дизайн подходит для всех. Голосовые помощники, автоматические двери, лифты – все это примеры универсального дизайна.

«Такой дизайн должен внедряться в среду: не быть кричащим, не привлекать много внимания. Вот лежит желтая тактильная плитка, хотя дизайн вокруг спокойный. И ведь нигде не прописано, что она должна быть такого цвета: достаточно быть контрастной», – объясняет Екатерина Фаевцева, руководитель отдела универсального дизайна «Перспективы».

Фото: Марина Некрасова / АСИ

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Платье для дочери президента – мечта девушки-дизайнера на инвалидной коляске

Универсальный дизайн строится на семи принципах: доступность для всех, гибкость в использовании, простой и интуитивно понятный дизайн, легко воспринимаемая информация, минимизация рисков, низкое физическое усилие и подходящий размер.

Там, где есть универсальный дизайн, будет одинаково комфортно пожилому человеку, маме с коляской, человеку с инвалидностью и человеку без ограничений.

Почему это нужно

Юлии Ишкуловой 30 лет, у нее ДЦП. Она пришла в «Перспективу» как подопечная, но вскоре присоединилась к команде и занимается трудоустройством людей с инвалидностью.

Фото: Марина Некрасова / АСИ

Универсальный дизайн нужен не только для комфорта, но и для безопасности, говорит Ишкулова.

«Бывает, когда я выхожу из транспорта, меня хватают за руки. Они у меня немного торчат. Это мой способ баланса. Если меня хватать – я могу упасть», – объясняет она.

Анастасия Селезнёва передвигается на коляске. Сейчас она учится в вузе на заочном отделении и вспоминает, как во время одной из субботних пар кто-то по ошибке дернул пожарный кран. В группе Анастасии всего два молодых человека – и в тот момент их не было рядом, чтобы помочь спустить коляску.

«Никто не ожидал, все испугались. А мы на втором этаже, у меня электрическая коляска, вес – 100 килограммов. Мы понимаем, что, возможно, пожар, лифты заблокированы. Теперь я постоянно думаю, что делать, если опять окажусь в такой ситуации», – вспоминает Анастасия Селезнёва.

Фото: Марина Некрасова / АСИ


Перила, транспорт и люди

Если бы прямо сейчас в Москве можно было бы повсеместно внедрить одну вещь, связанную с универсальным дизайном, Юлия Ишкулова выбрала бы перила.

«Даже в метро. Идешь по старой станции, и там вроде есть перила. Но они могут обрываться, и ты стоишь посередине лестницы и думаешь, кого бы поймать, чтобы пройти дальше. Иногда видишь гранитную стену и думаешь: «Ну ок, даже это сойдет», – говорит Юлия Ишкулова.

Такая ситуация произошла, когда она ездила в Московский дворец молодежи. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти по длинной лестнице. Перил нигде нет. «Одна я бы поднималась по ней часа два. Зато она красивая!», – рассказывает Ишкулова.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Губернатор Техаса борется за интересы штата, сидя в инвалидном кресле
«А я бы в первую очередь везде сделала доступный транспорт», – говорит Селезнёва.
«А я бы в первую очередь везде сделала доступный транспорт», – говорит Селезнёва.

Обычно она передвигается на социальном такси. Оно дешевле, чем агрегаторы, но заказывать нужно заранее. В службе ограниченное количество машин, водители могут опаздывать.

72% людей с инвалидностью не выходят из дома из-за проблем доступности транспорта по данным на 2017 год

Ездить на общественном транспорте еще сложнее. В метро работает центр обеспечения мобильности пассажиров, но с ним нужно договориться не позднее, чем за сутки до поездки. А наземный транспорт может быть вообще не приспособлен для людей с инвалидностью.

Иногда помощь готовы оказать прохожие. У Селезнёвой так было, когда она с друзьями гуляла в центре Москвы. Перейти Тверскую улицу человеку с инвалидностью практически невозможно: наземных переходов нет, а пандусы сделаны под неправильным углом.

Фото: Марина Некрасова / АСИ


Тогда она обратились к сотруднику ГИБДД – он перекрыл улицу, чтобы Анастасия перешла улицу. Но так бывает не всегда.

«Мы были в Нижнем Новгороде, ждали с коллегами такси после встречи. Подъезжает водитель и начинает спрашивать у тех, кто стоит рядом со мной: «А она справится? А она пересаживается?». Я сижу, хлопаю глазами. Коллега не выдержала: «Она разговаривает, спросите у нее», – вспоминает Анастасия Селезнёва.

Будущие архитекторы

«Зная об универсальном дизайне, нынешние студенты смогут потом проектировать среду, которая будет доступна для всех. Но часто эти темы просто в вузах не поднимают», – объясняет Екатерина Фаевцева.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Из-за долга по кредиту женщина осталась без пенсии по инвалидности. Так можно?

Фото: Марина Некрасова / АСИ


«Арх-Перспектива» – это школа для студентов архитектурных и строительных вузов. Специалисты из России и других стран рассказывают про доступность городов, удачные и провальные примеры дизайна. Студенты могут сделать собственные проекты, а лучшие из них «Перспектива» поможет представить городским властям.

Также студенты могут принять участие в конкурсе студенческих проектов по универсальному дизайну. В 2021 году он пройдет в шестой раз.

Вспоминая интересные проекты прошлых лет, Фаевцева называет прототип умной мультиварки. В ней есть голосовой помощник и клавиши с шрифтом Брайля, а значит ей смогут пользоваться люди с нарушениями зрения.

Еще один студенческий проект-победитель – дизайн для детской стоматологии. Студенты сделали простую и яркую навигацию, каждому отделению присвоили цвет. Такой дизайн подходит не только детям, но и людям с ментальными нарушениями.

Ложка дегтя

Сделать окружающий мир доступным и универсальным невозможно только усилиями студентов, волонтеров и сотрудников НКО. Нужна ответная реакция от бизнеса и государства.

Екатерина Фаевцева отмечает: бизнес часто идет навстречу. Некоторые компании заказывают у «Перспективы» аудит. В команду экспертов входят люди с разными видами инвалидности: они тестируют офис на доступность.

В конце компания получает рекомендации: что нужно изменить, а что можно адаптировать. За советом можно прийти, когда проектируется новое помещение.

«Например, мы советуем делать помещение без перепада высот. Если это невозможно, то нужно поставить пандус. Такой, который подойдет и человеку на коляске, и человеку с велосипедом, и человеку с чемоданом», – объясняет Фаевцева.

Фото: Марина Некрасова / АСИ


Государство, как правило, за аудитом не обращается. Из-за этого могут возникать проблемы: пандусы под неправильным углом, неправильно уложенная тактильная плитка, отсутствие поручней.

Источник asi.org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *