Корреспонденты агентства «Минск-Новости» проверили, как работают устройства, помогающие людям с ограниченными возможностями спуститься в подземный переход или выйти из него. Подобные устройства в последние годы появляются во многих местах, но, к сожалению, нередко стоят «для галочки».
Путешествие началось с подземного перехода в Серебрянке, который совсем недавно открылся на пересечении улицы Плеханова и проспекта Рокоссовского.
Внимание привлекли новые платформы, которые в автоматическом режиме могут доставлять вверх и вниз горожан с ограниченными возможностями. На стене табличка с инструкцией по эксплуатации. Здесь же две кнопки для подачи подъемника.
Сама платформа сложена и зафиксирована резиновым тросом так, что высвободить ее не смогли даже два человека.
Прошли по переходу дальше. Тут оказалось еще несколько приспособлений, одно из которых на первый взгляд было в рабочем состоянии.
Оно оборудовано пультом управления с четырьмя кнопками. Но с ходу разобраться, какая из них для чего предназначена, невозможно. Пришлось выяснять методом проб и ошибок. Но сколько ни жали на кнопки, устройство так и не сдвинулось с места.
Прохожий, завидев наши тщетные попытки, подсказал:
— Платформа обесточена. Видел однажды, как парни подшофе пытались прокатиться на подъемнике, но и у них ничего не вышло!
Дальше отправились к станции метро «Партизанская». Вдоль лестницы подземного перехода, ведущего к ней, некогда тоже было подобное приспособление. Сейчас же от него остались лишь характерные зубчатые поручни, по которым раньше, видимо, двигалась платформа.
Ее саму разыскать не удалось.
— Да, видела здесь подъемник, — подтвердила проходившая мимо пожилая минчанка. — Слышала даже, что его поломке вандалы поспособствовали…
На станции метро «Спортивная» обнаружили устройство такого же типа. Здесь инструкции не оказалось, но было приспособление для связи с оператором.
Позвонили — и сотрудник метро пришел буквально через минуту.
— Вызывают меня нечасто — раза три-четыре в неделю, — рассказывает дежурный. — Есть даже один постоянный клиент. Работаем от открытия до закрытия станции. Хотя платформа и позволяет перевозить до 200 кг, но больше одного человека «на борт» не берем. Причем это может быть только инвалид-колясочник. Я сопровождаю его во время подъема или спуска. Путь занимает две-три минуты. Скорость движения не очень большая, но так и нужно, ведь это предусмотрено правилами безопасности.
— А как насчет автоматизированных подъемников? Не считаете, что пользоваться ими было бы удобнее? Ведь в обычном переходе порой приходится ждать оператора дольше…
— На мой взгляд, человеку с ограниченными возможностями управлять самому таким устройством небезопасно. Я прошел обучение и имею соответствующее удостоверение. А тот, кто с такой техникой не знаком и решил воспользоваться ею впервые, может что-то не учесть. Например, заехав на платформу, забыть поднять ограничители, которые предназначены для того, чтобы коляска не скатилась во время движения.
В этот день мы побывали и в центре столицы, и на ее окраинах. Увы, на старых и многолюдных станциях подъемных устройств не нашли. Оно и понятно: строились они давно, когда подобных требований еще не было. Зато на недавно появившихся — «Уручье», «Кунцевщине», «Петровщине», «Грушевке», «Михалово» и ряде других — с этим все в порядке.