Чем живет МРЭК: эмоции, проблемы, курьезы

2 000 человек (из них 3 000 — дети) ежегодно освидетельствуются Минской городской медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК). Здесь составляют программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. О том, как работает МРЭК, рассказывает главный врач Анна Шишко.

О квалификации

— Анна Михайловна, насколько в Минске доступна экспертная служба?

— Обнаружив у человека признаки инвалидности, лечащий врач направляет во врачебно-консультационную комиссию поликлиники, а ВКК, в свою очередь, к нам.

Освидетельствование проводится не только на нашей базе. Каждая экспертная комиссия раз в неделю выезжает на дом, в дома-интернаты, стационары.

Освидетельствуем пациентов с любыми заболеваниями, приводящими к инвалидности: инфекционными, эндокринными, также систем кровообращения, нервной, костно-мышечной, пищеварительной, врожденной патологией, профессиональными недугами и др.

— Врач-эксперт должен быть эрудитом…

— Эта должность всегда требует высокого уровня квалификации. Доктору, который уже специализируется в одной из областей медицины, надо получить дополнительное образование на кафедре медицинской экспертизы и реабилитации БелМАПО.

Коллектив МРЭК дружный. Взаимовыручка и понимание создают отличную атмосферу для плодо­творной работы. Стараемся собрать в каждой комиссии психологически совместимых. Начинающим индивидуально помогаем освоить экспертизу на должном уровне.

До недавнего времени у нас трудился доцент кафедры экспертизы и реабилитации БелМАПО Лео­нид Фомич Медведев, он увлекал молодых врачей экспертизой. Сейчас это прерогатива Геннадия Станиславовича Северина. Даже если молодежь от нас уходит в другие учреждения, там ее продолжают ценить за «экспертное» мышление.

О группах

— Группа инвалидности для взрослых, как и степень утраты здоровья детей, дается на время или бессрочно. Как это определяется?

— Все утверждено законодательно. Группа инвалидности устанавливается без указания срока пере­освидетельствования в нескольких ситуациях: при стойких необратимых морфологических изменениях, нарушениях жизнедеятельности в связи с невозможностью или неэффективностью реабилитационных мероприятий после 3 лет наблюдения МРЭК, при анатомических дефектах, женщинам старше 55 лет, мужчинам после 60.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Тысячи людей хотят вживить чип Neuralink: стартап набирает добровольцев

В иных случаях группа инвалидности лицам трудоспособного возраста устанавливается на конкретный срок: II — на год, I — на два. Детям степень утраты здоровья определяют на год или два. Либо на срок до достижения ими 18-летнего возраста, но это, заметьте, не бессрочно: до 18 лет ребенок признается инвалидом со степенью утраты здоровья, а после 18 получает группу инвалидности.

Некоторые искренне удивляются, когда человеку после ампутации ноги дают II группу инвалидности только на год. Дело в том, что в своем решении мы руководствуемся нормативными документами, которые определяют, какие дефекты считаются анатомическими и к какой группе инвалидности их относить. До момента протезирования у пациента сохраняются выраженные двигательные нарушения.

И только компенсация техническим средством социальной реабилитации помогает улучшить двигательные функции и качество жизни пациента. На период реабилитации, которая включает протезирование и обучение, человек может признаваться инвалидом II группы сроком на год. В этот период оценивается и эффективность реабилитационных мероприятий. После адаптации пациента к дефекту группа инвалидности устанавливается по самому анатомическому дефекту (в соответствии с утвержденным перечнем) бессрочно.

Если группа определена на время, надо будет прийти на повторное освидетельствование. Если бессрочная, человек к нам больше не возвращается, им занимаются отделения реабилитации в поликлиниках.

— Может случиться, что группу снимают. С какими эмоциями пациенты встречают новость?

— Если честно, рады не все. Привыкают к льготам и хотят сохранить их.

За год я встречала только двух мам, которые были переполнены счастьем, когда узнали, что их детей не признали инвалидами. Но есть и такие, кто расстраивается.

Среди тех, кто с тревогой встречает новый статус, много водителей предпенсионного возраста, а также перенесших инфаркт миокарда или инфаркт мозга и в связи с этим потерявших работу.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Какие меры предпринимаются в Беларуси для обеспечения работой инвалидов

— Раньше МРЭК определяла перечень профессий, разрешенных для инвалида. Как сейчас с этим обстоят дела?

— Поскольку профессий много и невозможно учесть все, Минздравом и Минтруда и соцзащиты принято решение не указывать конкретные профессии для трудоустройства людей с инвалидностью, а перечислять только показанные и противопоказанные факторы в работе. Это позволило уменьшить количество барьеров для трудоустройства.

Ранее у предприятия запрашивались сведения о вакансиях без учета образования инвалида. Ему приходилось несколько раз посещать МРЭК, чтобы врачи скорректировали трудовые рекомендации.

Теперь у фирм появилось больше возможностей для трудоустройства человека с инвалидностью.
Перечень профессий мы составляем только для молодых людей, которые поступают в учебные заведения.

О симуляции

— Серьезные проблемы — это аггравация и симуляция пациентов. В чем причина такого поведения?

— Приходя к нам, некоторые претендуют на определенную группу инвалидности с учетом тех социальных льгот, которые она предполагает. Эти желания не всегда совпадают с медицинскими показаниями. Конфликты возникают в случаях неудовлетворенности вердиктом. Если пациент не согласен с решением первичной комиссии, он может его обжаловать в центральной МРЭК. Следующая ступень — обращение с заявлением на имя главного врача городской МРЭК, тогда другой состав центральной комиссии рассмотрит экспертные вопросы. А решение центральных МРЭК может быть обжаловано в порядке независимой медицинской экспертизы или в суде.

Следует отметить, что никакие иные инстанции не обладают законным правом пересмотра или отмены решения МРЭК.

После опубликования декрета о предупреждении социального иждивенчества к нам начали обращаться неработающие граждане, пенсионеры — чтобы родственники оформили уход. Такие хотят во что бы то ни стало получить группу инвалидности.

Приходя на МРЭК, пациенты требуют социальные льготы в зависимости от своих желаний, а понятие медико-социальной экспертизы складывается из наличия медицинских показаний для социальной защиты. Разное видение и приводит к конфликтным ситуациям.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Зимняя депрессия. Делимся секретами, как поднять настроение

Общение врача и пациента в поликлинике предполагает, что последний старается донести достоверную информацию о своем здоровье на приеме. Оказавшись перед экспертной комиссией, человек слегка преувеличивает симптомы своего заболевания.

Если у него повышается давление один раз в месяц, то говорит, будто это происходит раз в неделю. На деле принимает одну таблетку для снятия болевого синдрома, а рассказывает о пригоршнях… И мы об этом знаем. Нас беспокоят не такие «безобидные» жалобы. Обескураживают случаи, когда родственники привозят бабушку на коляске, а в кабинете врачей она забывает, что нужно сидеть, и встает.

В ряде случаев пациент даже готов рискнуть здоровьем: перед визитом отказывается от приема препаратов, а потом госпитализируется по экстренным показаниям прямо с комиссии, не понимая, что специалисты будут оценивать все медицинские данные, а не только отдельно взятый случай.

О достижениях

— У врачей-экспертов, которые каждый день работают с людьми, претендующими на инвалидность, есть возможность оценить успехи белорусской медицины. Назовите некоторые из них.

— Как только в нашей стране начала развиваться интервенционная кардиология, мы заметили, что снизились уровень первичной инвалидности от ишемической болезни сердца, тяжесть первичной инвалидности.

Несмотря на высокие показатели травматизма в Минске, уровень инвалидности от травм сегодня низкий. Это говорит о том, что пациенты получают своевременную помощь в специализированных службах здравоохранения.

Кроме повседневной экспертизы, проводим и методическую работу в поликлиниках. Контро­лируем, как реализуется разработанная нами медицинская программа реабилитации инвалида, своевременно ли выдается направление на медико-социальную экспертизу нуждающимся. Каждый случай необоснованного направления пациентов на МРЭК отдельно рассматриваем с председателями ВКК, консультируем их. Проводим обучающие семинары по вопросам экспертизы. Это тоже приносит свои плоды.

Медицинский вестник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *