Трудная дорога в храм… на коляске

Часто ли мы задумываемся над тем, почему в церкви так редко замечаем людей в инвалидных колясках? Куда чаще мы видим их возле храмов, на паперти, просящих «подать Христа ради». Как живется верующим инвалидам-колясочникам в нашей стране, с какими трудностями они сегодня сталкиваются? Об этом рассказывают инвалиды-колясочники и представители Православной Церкви.

Владимир ПОТАПЕНКО, председатель Центрального правления Белорусского общества инвалидов:

– В Республике Беларусь сегодня проживает около 20-ти тысяч инвалидов-колясочников, большинство из которых верующие люди, желающие жить по православным канонам, посещать храмы. Надо отметить, что в последние годы во всем мире и, в частности, в нашей стране, отношение к инвалидам меняется в лучшую сторону.

Но, как и прежде, главной проблемой для инвалидов-колясочников была и остается – это отсутствие безбарьерной инфраструктуры, то есть, отсутствие возможности передвигаться и обеспечивать свои жизненные потребности без посторонней помощи.

Как и прежде, несмотря на существование достаточно хорошей законодательной базы, жестких, и нормативно-определенных требований подзаконных актов (СНиПов), обеспечивающих условия безбарьерного строительства, по прежнему, во многих случаях объекты социально-культурной сферы строятся и сдаются, мягко говоря, с нарушением требований строительных норм и правил, обеспечивающих безбарьерную среду.

Такое имеет место быть и при строительстве храмов. На мой взгляд, это не по-христиански. Нужно сделать так, чтобы все храмы были одинаково доступны для всех прихожан, независимо от степени их мобильности.

Я сам православный, прихожанин минского Свято-Петро-Павловского собора, но, при всем своем желании и относительно близком проживании, я не всегда могу попасть в храм исповедоваться и причаститься так часто, как бы мне этого хотелось.

Помимо того что многие колясочники, и я в том числе, не могут выбраться из дома без посторонней помощи, нужно еще добраться до храма. В летнее время, в сухую погоду, можно доехать и на коляске, а что делать зимой и в непогоду. Даже имея свой автомобиль для колясочника нужна посторонняя помощь, чтобы открыть и закрыть гараж, положить и достать коляску. Но не каждый человек, в том числе и я, может попросить постороннего о помощи, и не потому, что гордыня обуяла, а просто тягостно своими проблемами постоянно обременять других. А если хоть однажды при этом почувствовал явное недовольство помогающего или услышал высказывание типа: «… куда тебя несет, сидел бы дома, какой храм, ты и так убогий» или тому подобное, нужно очень себя заставить, в очередной раз попросить посторонней помощи.

Но сам путь в храм – это еще не большая проблема, меня лично беспокоит мое пребывание в храме, я постоянно испытываю чувство вины перед теми, кому я доставляю неудобство своей коляской, тем самым отвлекаю прихожан от молитвы. Я испытываю неудовлетворенность тем, что не могу по своему желанию приложиться к иконам, и тем самым, уходя из храма, постоянно испытываю чувство неисполненного долга. Особенно тяжело посещать службы в престольные праздники, когда большое стечение прихожан.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Жить жадно. Почему 31-летний Павел Орловский из деревни Воложинского района считает себя долгожителем

Сидя на коляске, а иного нам не дано, притом, что плотной стеной окружают тебя люди, чувствуешь себя, как в яме, при этом, практически, мало слышишь и совсем не видишь священника, что не способствует сосредоточению и полной отдаче молитве. Не хочу говорить о других, но для меня каждое посещение храма ассоциируется с тяжелой работой и требует очень значительной психологической подготовки.

В целом же наши контакты с Белорусской Православной Церковью расширяются. Прошлым летом наша организация праздновала 20 лет со дня основания. Мы обратились к Митрополиту Филарету с просьбой провести в храмах молебны о здравии всех членов нашей организации, и Владыка не отказал. Оказывают нам в Экзархате содействие и в организации паломничеств, выдают гуманитарную благотворительную помощь. Пользуясь случаем, я хочу нижайше поблагодарить за проявленное к нам внимание.

У нашей организации сложились хорошие отношения со многими священниками. С протоиереем Игорем Коростелевым дружим с момента основания прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Кстати, в свое время «Белорусское общество инвалидов» внесло свой скромный вклад в строительство храма, купив блоки для фундамента… Отец Игорь и священники из прихода «Всех скорбящих Радость» часто бывают у нас на мероприятиях, приглашаем их на освящение наших объектов. Однажды срочно понадобился священник, обратились за помощью к настоятелю Всехсвятского прихода протоиерею Федору Повному, он не отказал, прислал своего клирика.

Такое понимание, конечно, радует, и, в какой-то степени, способствует духовному удовлетворению, а вот более глубоко обсуждать техническую (практическую) составляющую обеспечивающую приемлемые условия при посещении храма инвалидами-колясочниками, как говорят, еще руки не доходили. Сами мы, инвалиды, подходим с позиции, что Бог терпел и нам велел, а со стороны Белорусского Экзархата предложений – обсудить этот вопрос – тоже не было.

От лица всех верующих инвалидов я хочу сказать, что мы нуждаемся в Церкви, надеемся, что и мы нужны церкви. Мы имеем намерение обратиться к Владыке с просьбой организовать встречу, на которой можно будет поговорить о путях и перспективах сотрудничества общественных объединений инвалидов, в частности, «Белорусского общества инвалидов» совместно с Республиканской ассоциацией инвалидов-колясочников, и представителей Белорусской Православной Церкви, обсудить при этом вышеупомянутые проблемы и другие вопросы возможного сотрудничества.

Например, мы могли бы сотрудничать в плане создания совместных мастерских при приходах. Причем, мы не хотим быть только просителями. С нашей стороны мы тоже что-то вложим, потому что мы тоже занимаемся производством и хозяйственной деятельностью. Мы готовы к проведению совместных благотворительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов, их духовное воспитание и поддержку.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  FDA впервые одобрила терапию на основе редактирования генов CRISPR

Людмила КРАСНОВА, певчая хора Свято-Петро-Павловского собора:

– В обществе почему-то бытует мнение, что среди инвалидов-колясочников мало верующих. Это неправда. Кто-то приходит к Богу сразу, кто-то после долгих духовных поисков, но миновать Его мы не можем. Он – наша радость и утешение.

Для нас закрыты почти все двери. Поэтому инвалиды сидят по домам. На улицах нас действительно немного, но… Исчезни вдруг искусственные барьеры, инвалиды появятся в магазинах, театрах, госучреждениях, и конечно же, в храмах.

Среди моих знакомых-колясочников верующих очень много. Но дорога в храм бывает часто трудна… Даже в Минске церкви и приходы, где есть пандусы или специальные подъемники, можно сосчитать по пальцам: Петро-Павловский собор, приход «Всех скорбящих Радость», Дом милосердия… Большинство колясочников живут в отдаленных микрорайонах. Они говорят: если бы у нас была возможность беспрепятственно попасть в церковь, мы бы туда регулярно ходили. Разумеется, можно внести колясочника прямо по ступенькам. Но это под силу лишь нескольким сильным мужчинам. К тому же колясочники не любят быть кому-то в тягость, быть зависимыми, и это не гордыня какая-то, это надо самому прочувствовать.

Конечно, я думаю, от нас также многое зависит. Вот у нас в Минске в микрорайоне Серебрянка недавно освятили церковь в честь апостола Андрея Первозванного. В ней был пандус, но не очень удобный. Об этом мы сказали батюшке. К нам прислушались и переделали пандус.

Елена ЗЕНКЕВИЧ, референт Социального отдела Минской епархии, исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия БПЦ:

– У нас еще с советских времен традиционно считалось, что инвалиды должны сидеть дома. К сожалению, такой подход встречается и у многих людей в Церкви. Необходима ломка стереотипов, тут нам надо воспитывать общественное мнение. Надо работать и с прихожанами, и со священниками. Возможно, надо начинать еще в семинарии. Давать им основы навыков организации социальной работы, рассказывать о специфике работы с инвалидами, ведь этих людей в нашей стране десятки тысяч. А еще надо побольше писать об инвалидах, об их чаяниях и проблемах в церковной прессе.

В рамках соглашения о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и государством мы проводим и будем проводить с территориальными центрами соцзащиты семинары по обмену опытом в сфере оказания помощи людям с ограничениями, в частности, на базе социальных мастерских Радосте-Скорбященского прихода. Также мы открыты для сотрудничества с общественными организациями, объединяющими инвалидов и оказывающими им различные виды социальной помощи.

Никто не знает проблем инвалидов лучше их самих, их близких. Уж я-то это знаю, у меня самой муж – инвалид второй группы, страдает рассеянным склерозом. И мне кажется, чего не должны инвалиды, так это сидеть и ждать. Вот придет, мол, добрый батюшка или сестра милосердия и за мной поухаживает. На всех не хватит ни социальных работников, ни церковных. Самим все-таки надо проявлять активность. Одна из целей социального работника и, надо сказать, самая важная – дать людям удочку, а не рыбу, т.е. создавать условия для того, чтобы люди учились помогать самим себе. Ну, конечно же, есть тяжелобольные, за ними нужен уход, а остальные, те же инвалиды-колясочники, способны и могут сделать очень многое. Они способны еще нас, здоровых людей, многому научить, главное – создать им условия.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  «Силы дает забота о дочери». Как бобруйчанин в инвалидной коляске сам воспитывает ребенка, подрабатывает и участвует в соревнованиях

Протоиерей Олег ШУЛЬГИН, руководитель Социального отдела Минской епархии, клирик прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска:

– На нашем приходе происходит так: если священник заметит инвалида-колясочника, то сходит с амвона и причащает его на месте. Когда же человек хочет приложиться к иконе, подходят пономари, берут икону с аналоя и дают поцеловать.

Про то же, как комплексно работают с людьми, имеющими различные ограничения на приходе храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в прессе писали не раз. Эти люди не чувствуют себя одинокими, они активно участвуют в приходской жизни. Конечно же, такое происходит не везде. Все зависит от традиций, воспитания, возможностей, наконец.

Господь по Своему промыслу может попустить всякие бедствия. Как, например, святому праведному Иову. Вспомним еще, как служители алтаря прошли мимо страждущего погибающего человека, и только иноплеменник, который действительно был милосерден не внешне, а внутренне, помог этому человеку, послужил ему, насколько возможно. Так и мы должны быть милосердными самарянами друг для друга и, конечно, стараться в любой ситуации помочь людям, которые или в инвалидной коляске, или имеют какие-то проблемы со здоровьем. Каждый из нас не знает, что с ним случится буквально через минуту. А если доживем до старости, вдруг будем прикованы к инвалидному креслу?

Я думаю, что представителям районных подразделений обществ инвалидов, в свою очередь, надо больше радеть о своих людях. Обращайтесь в приходы, и не только в приходы, но и в социальные отделы, которые существуют при епархиях, чтобы рассказывать о каких-то своих инициативах. Мы этот опыт обобщаем. У нас собран огромный опыт вовлечения людей с различными ограничениями в приходскую жизнь. Если со стороны обществ, либо самих инвалидов, есть какие-то вопросы, предложения, замечания, обращайтесь к нам в социальный отдел Минской епархии по адресу:

г. Минск, ул. Притыцкого, 65, Центр духовного просвещения и социального служения Белорусского Экзархата. Тел. (8-017) 253-15-49.

Сергей МАКАРЕНКО

http://www.vmeste-press.com

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *