«Вы приняты?» О трудоустройстве людей с ограниченными возможностями

1177135-041105-4x179164

Он с трудом забрался на ступеньки. Быстро миновав коридор, пересек порог кабинета. Улыбчивый, с большими глазами. Позже молодой человек расскажет, что в совершенстве владеет несколькими иностранными языками, неплохо разбирается в инженерии, и достанет свой диплом выпускника белорусского университета, по обложке ничем не отличающийся от нашего с вами, такого же, синего цвета.

Специалиста подобного уровня искали давно. С ним побеседуют, попросят предъявить медицинский документ: так положено. И даже если в документе будет сказано, что противопоказаний к данной работе нет, ему откажут. Как, наверное, не раз отказывали другим умным, молодым, талантливым людям с ограниченными возможностями.

Конечно, официальную причину не озвучат…. В лучшем случае, ради приличия проведут собеседование, а напоследок проронят что-то вроде: «Мы вам перезвоним». В худшем – начнут отговаривать.

«Подводные камни» для нанимателей

Имея опыт работы в отделе кадров и делая выводы из общения с коллегами-рекрутерами из различных компаний, могу утверждать, что редкий работодатель предпочтет инвалида здоровому человеку. Причин на то несколько. Некоторые лежат на поверхности, какие-то – спрятаны между строк трудового законодательства. К примеру, согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь, людям с ограниченными возможностями при трудоустройстве на работу нельзя устанавливать предварительное испытание, то есть руководитель той или иной организации, прежде чем оформить со специалистом трудовые отношения на определенный срок, не может проверить его в полевых условиях. Люди, окончившие университет даже с красным дипломом или те, кто проявил себя в одной компании, могут не прижиться или не сработаться на новом месте.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Suzuki представила концепт четырехколесного мотоцикла с «ногами»

Для нанимателя ситуация осложняется и тем, что он не имеет права увольнять инвалида, проходящего медицинскую, трудовую, профессиональную, социальную реабилитацию в соответствующих организациях независимо от срока пребывания в них. Выходит, если принимаемый на работу сотрудник, подходящий под данную категорию, окажется некомпетентен, с ним возможно будет расстаться только по соглашению сторон. Но и это еще не все.

Кроме всего прочего, в Трудовом кодексе РБ сказано, что работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда, соответствующие их индивидуальным программам реабилитации ─ специальному комплексу мер, которые направлены на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма. При необходимости нужно организовывать профессиональное обучение людей с ограниченными возможностями на производстве, труд в надомных условиях.

Думаю, теперь понятно, почему человеку с ограниченными возможностями предпочтут того, кто не имеет проблем со здоровьем.

Не беру в расчет, что компании должны будут позаботиться о специальных туалетах для инвалидов, лифтах для людей с ограниченными возможностями и т.д. А также не рассматриваю следующий нюанс: инвалиды, как известно, имеют сокращенный рабочий график: не более 35 часов в неделю. При этом их заработная плата не отличается от сотрудников, которые работают полную неделю.

В трудоустройстве инвалидов лейтмотивом звучит еще одна тема: не каждый сможет самостоятельно добираться до места работы.

«Мир без границ», или как разрушаются стереотипы

Тот мир без границ, о котором нам кричат с билбордов и экранов телевизора, далеко не всегда находит отражение в реальности. Границы в реальной жизни создаются нашими стереотипами. Признайтесь честно, вы можете себе представить директора успешной фирмы, симпатичного, харизматичного и… сидящего в инвалидной коляске? Отдали ли бы вы своего ребенка в руки талантливого, заботливого и мудрого педагога или воспитателя с ограниченными возможностями? Смогли бы вежливо (не жалостливо, а именно вежливо!) улыбнуться секретарю, не имеющему ног?

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Новые возможности лекарственного обеспечения детей с миодистрофией Дюшенна

К счастью, в нашей стране есть компании, готовые предоставить им рабочие места. В одной из крупных баз вакансий содержится около 352 предложений, доступных людям с ограниченными возможностями в Беларуси. Радует, что в их числе предложения для специалиста по транспортной логистике, инженера-проектировщика, бухгалтера, маркетолога, товароведа. Естественно, насколько виртуальная галочка возле графы «доступна для людей с ограниченными возможностями» соответствует действительности, сказать сложно. Тем более что инвалиды бывают разные…. Но сам факт, что людей с ограниченными возможностями рассматривают на вакансии не только рабочих, но и специалистов не может не радовать.

Утешили и в Белорусском обществе инвалидов. В крупнейшей организации, объединяющей людей с ограниченными возможностями со всей Беларуси, нам рассказали, что в систему объединения входит более 80-ти предприятий, предоставляющих рабочие места. При этом, заверили на том конце провода, людей с ограниченными возможностями работодатели готовы рассматривать как в качестве рабочих, так и на должности специалистов.

Кстати, не так давно в Беларуси назвали самое социально-ориентированное предприятие. Им стал аутсортсинговый сall-центр «Гипермаркет услуг 124», в котором из 80 сотрудников 50 – люди с ограниченными возможностями.

Инвалид-колясочник Игорь Стрига пришел сюда несколько лет назад на должность обычного диспетчера. Нынче он – руководитель ООО «Гипермаркет услуг 124», сотрудники которого оказывают информационно-справочные услуги, не выходя из дома. Средняя заработная плата на предприятии, как отмечает директор, около Br5 млн.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Уникальное учреждение. Какие услуги оказывают в Гомельском доме-интернате для детей-инвалидов

Некоторые работают в организации со дня ее основания. Текучка кадров, по словам Игоря Стриги, не превышает 15 % в год.

─ Для сравнения: среднестатистическая текучка кадров аутсорсингового сall-центра — 80%–100% персонала в год. У нас же она минимальная. Помимо трудоустройства инвалидов, мы занимаемся их адаптацией. Мы их обучаем. А потом они имеют возможность трудоустраиваться в другие организации, с которыми мы сотрудничаем, что и образует отток сотрудников.

Государство поддерживает подобные организации. Однако, несмотря на это, Игорь признается, что, к сожалению, аутсорсинговый сall-центр пока работает лишь на самоокупаемость. Но директор не теряет надежды, что со временем предприятие сможет приносить прибыль. Когда? ─ всего лишь вопрос времени.

─ Может быть, в этом году нам удастся прорваться. У нас есть серьезные проекты, которые мы обсуждаем с ведущими белорусскими предприятиями. Надеюсь, мы с ними сработаемся, ─ говорит руководитель.

Если предприятие все-таки станет прибыльным – это будет хорошим примером для других компаний. Тогда появится хоть маленький шанс, что за внешним недугом инвалидов окружающие смогут разглядеть профессионалов. И может быть, когда-нибудь вместо доводов, почему они не справятся с работой в той или иной организации, люди с ограниченными возможностями все чаще смогут слышать фразу: «Вы приняты».

А в белорусской реальности, наконец, наступит та долгожданная жизнь без границ.

http://www.interfax.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *