«В санатории и лагеря, которых в Беларуси немало, на оздоровление чаще всего берут „легких“ детей. Детей с тяжелой инвалидностью приглашают только с родителями», — говорит Анна Горчакова, директор Белорусского детского хосписа. В подразделении хосписа — летнем центре «Аист» — сегодня отдыхают пять юношей и шесть девушек с тяжелыми формами инвалидности в возрасте от 20 до 24 лет. Но помогают им не родители или бабушки, а волонтеры — молодые ребята из Беларуси, Германии и Великобритании.
«Здесь не санаторий, у нас как у бабушки в деревне»
Летний центр «Аист» находится в деревне Подлесковье Столбцовского района. Сейчас на двух гектарах земли располагается жилье для подопечных и волонтеров, столовая, баня, бассейн, пруд, специальные качели, на которые можно заехать в коляске, и другие постройки. А начиналось все с покупки обычного деревянного домика еще в 1999 году. В 2000-м сюда впервые заехали подопечные хосписа.
— Это были сиблинги — вторые дети из семей, в которых умер ребенок. Несколько недель с ними работал психолог, потому что дети все понимают и помнят всю жизнь, — говорит директор хосписа.
Сиблинги приезжают в «Аист» каждое лето до сих пор. С их двухнедельного пребывания здесь начинается работа центра. После заезжают ребята с тяжелой инвалидностью. Всего в лагере удается отдохнуть пяти сменам детей разных возрастов. Каждый заезд длится две недели, а сам летний центр функционирует с середины июня по конец августа.
— Санаторий — это постоянная опека мамы или папы и «извоз по процедурам». У нас по-другому, как у бабушки в деревне: можно попить парного молочка или поесть домашнего творожка, лечь спать не в десять, а в одиннадцать или пожарить на палочке кусочек сала у костра, — рассказывает Анна Горчакова.
Условно летний центр разделен на две зоны. В первой живут подопечные центра и волонтеры, которые им во всем помогают. Во второй живут семьи с детьми-инвалидами. Одновременно «Аист» может принимать до 12 детей и до 3 семей, а отдых здесь — это и проживание, и питание — для подопечных не стоит ничего.
«В лагере нет ничего принудительного, мы здесь отдыхаем»
Вместе с волонтерами к приезду журналистов дети (а именно так все называют подопечных «Аиста», даже волонтеры, которые порой оказываются младше этих самых «детей». — Прим. TUT.BY) подготовили концерт — продолжение «Бременских музыкантов». По версии ребят, музыканты отправились путешествовать по миру — и в каждой стране им пришлось станцевать.
Во время выступления зрители увидели и русский балет, и румынскую цыганочку, и сальсу из Бразилии. Основную «работу» в номере на себя взяли здоровые ребята. Они подпрыгивали в костюме балерин, размахивали длинными юбками и показывали всевозможные финты, когда танцевали буги-вуги. Подопечных вовлекали по мере физиологических возможностей, но даже в колясках ребята выкладывались по максимуму и «зажглись» от танцев не по-детски.
После исполнения турецкого танца живота со сцены на коляске съезжает Евгения Дубровская. Девушке 21 год, родом она из Минска и в лагерь приехала в восьмой раз.
— Здесь мы встречаемся с друзьями, с которыми не виделись целый год. Мы играем в футбол, собираемся у костра. Наш директор — Ирина Васильевна — очень красиво поет, а мы ей «подвываем» — потому что так хорошо, как она, петь не умеем.
Женя передвигается на коляске и говорит, что в плане самообслуживания ребята всегда помогают. Да и стеснения перед ними никакого нет.
— Здесь нет никаких границ. Мы можем поговорить с волонтерами на самые интимные темы. Они помогают нам везде — даже в душе. В лагере нет ничего принудительного: надо отойти, уединиться, поговорить с кем-то — без проблем. Мы здесь отдыхаем.
«Волонтеры из Великобритании приезжают за свой счет и не боятся никакой работы»
Креативный директор по воспитательной работе летнего центра «Аист» Ирина Васильевна Байдакова, она же специалист по социальной работе Белорусского детского хосписа, от похвалы детей только смущается. Говорит, что рядом с ними она и сама получает большую порцию позитива. А танцы и песни у костра — одно удовольствие.
— А какой у нас здесь футбол! Многие говорят: я вообще не понимаю, как можно в футбол играть на инвалидных колясках? Но дети головой отбивают мяч, потом этот мяч между колесами везут. Такой драйв!
Директор проводит для нас экскурсию по лагерю и рассказывает, с каким энтузиазмом здесь все строилось: как приезжала группа волонтеров из Великобритании, как те высаживали здесь кусты и возводили качели. Но главное — она не перестает удивляться молодым волонтерам-валлийцам, которые каждый год приезжают в Беларусь помогать нашим детям.
— Чтобы приехать, нужны средства. На проезд, на визу — а стоит это все немало, и родители им денег не дают. Они подрабатывают — официантами в пиццериях, еще где-то. В этом году звонят мне две девочки, плачут: одна не смогла собрать денег на поездку, а другая поступила — и приехать не сможет.
20-летняя немка Софи Нипхаус в летнем лагере «Аист» «волонтерит» уже второй раз. Девушка учится в медицинском, а перед тем, как приехать в детский центр впервые, целый год жила в Минске и была волонтером в Белорусском детском хосписе.
— Это нетяжелая работа. Всегда классно видеть, как дети веселятся и как они рады, что приехали сюда. Главное — общаться с ними нужно, как с друзьями. Если возникают вопросы, всегда можно спросить: а как тебе можно помогать?
«Мы, волонтеры, — их руки и ноги»
Отдыхают в «Аисте» не только подопечные детского хосписа. Приглашают в лагерь и ребят из малоимущих и многодетных семей, а еще центр работает по соцзаказу и оздоравливает ребят из школ-интернатов.
Директор летнего центра отмечает, что волонтеры приезжают в «Аист» трудиться и никакой работы не боятся.
— Давайте будем честными. У нас 10 детей. Семеро из них — на колясках. Каждого нужно завести в душ, в туалет. Чтобы сходить с некоторыми детьми в туалет, нужны усилия троих — у детей бывают серьезные проблемы со спастикой. Основную тяжесть я, конечно, беру на себя, потому что это физически нелегко — поднять ребенка из коляски.
Не боится тяжелой работы и Виталий Марковский. Он приехал работать в лагерь во второй раз, а впервые «волонтерил» здесь четыре года назад — тогда его мама была руководителем смены, а в лагерь нужны были помощники.
— Ты делаешь полезное дело и отдыхаешь сам: здесь ведь и кино, и дискотеки. Чтобы понять, можешь ты стать волонтером или нет, обязательно нужно приехать. Сначала что-то дается тяжело — например, понимать или поднимать ребенка.
Виталий говорит, что это нормально, когда в первые дни подопечные стесняются своих волонтеров.
— Но за пару дней мы притираемся друг к другу и становимся для ребят руками и ногами. Куда они захотели — туда мы и поехали. Главное — дружить и открываться друг другу, тогда все получится.
Согласна с «коллегой» и волонтер Вера Рыжкова. По ее словам, в «межсезонье» ребята поддерживают связь через «Фейсбук» и «ВКонтакте».
— Эта смена дается тяжелее всего в плане развлечений: ребята взрослые, и чем-то увлечь их бывает трудно. Они все с сохранным интеллектом, и перед ними нельзя просто поплясать с бубном. Поэтому мы устраиваем день интеллектуальных игр, учимся вместе фотографировать и снимать видео — стараемся их чему-то научить.
Вера говорит, что они, волонтеры, своих подопечных не гиперопекают. Если ребенок может что-то делать сам, он будет это делать настолько, насколько получается.
— Самая главная заслуга здесь не наша, волонтеров, хотя мы делаем много, а места: здесь лес, природа — а многие по три месяца зимой вообще не выходят из квартир. Но самое ценное — это то, что пока дети здесь, дома могут отдохнуть их родители, которые в другое время постоянно находятся рядом.
Планы на будущее: построить домики для гостей, чтобы те отдыхали и помогали центру
В летний центр намеренно не берут больше 12 детей. Анна Горчакова считает, что количество ребят должно быть таким, чтобы директор могла подойти и услышать каждого. Но все же «Аист» решил расширяться: уже почти построен новый домик для гостей.
— В нем смогут жить семьи со здоровыми детьми, отдыхать на природе, а час или два в день помогать больным детям, — объясняет его функциональное назначение Горчакова. Таких домиков хотят построить еще три, в один из которых переедут молодые волонтеры. Стоимость одного — 5,5 тысячи долларов. Здесь же хотят построить и новую баню.
Летнему центру всегда нужны помощники. Не лишней будет и материальная помощь: сейчас с белорусской стороны «Аист» спонсирует Приорбанк. Но вот прохудился котел в бане, вот по санитарным нормам потребовался еще один холодильник — и этих средств уже не хватает.
Источник TUT.BY