Готовясь к трансплантации головы русскому программисту, нейрохирург ставит опыты по электростимуляции нейронов спинного мозга на «жмуриках».
Нейрохирург Серджио Канаверо стал знаменитостью после того, как заявил о намерении пересадить голову тяжело больного российского программиста Валерия Спиридонова на донорское тело. По мере приближения к анонсированной дате (трансплантация намечена на декабрь 2017 года) скептики потирают руки, предвкушая громкое фиаско. Но и доктор Канаверо не теряет духа и предъявляет все новые доказательства своей правоты.
На днях Канаверо опубликовал в специализированном научном журнале Surgical Neurology International результаты последних экспериментов с животными, которые доказывают, что трансплантация головы возможна.
Ключевым моментом в такого рода операциях является соединение нервных волокон донора и реципиента в месте разреза. Потому что без восстановления функции спинного мозга голова не сможет управлять движениями тела.
Канаверо предложил использовать в качестве «клея» полиэтиленгликоль. В статье описывается ряд опытов по восстановлению двигательной активности. При этом самой трансплантации не производилось, животным просто разрезали спинной мозг. Пять из восьми лабораторных мышей, которых Канаверо и доктор Юн Ким из Университета Конкук в Сеуле лечили полиэтиленгликолем, через четыре недели после операции научились ползать. Но самым впечатляющим был эксперимент с собакой, в ходе которого исследователи почти полностью (на 90 процентов, как утверждает Канаверо) перерезали спинной мозг пса. Но через три недели «бобик» поднялся на ноги и смог ходить, помахивая хвостом.
Правда, критики профессора тут же обращают внимание, что эксперимент с песиком не соответствует научным критериям по целому ряду параметров. В частности умалчивается о том, какие именно повреждения спинного мозга получил «шарик». И действительно ли они были такими тяжелыми?
Кроме того, Канаверо рассказал еще об одном опыте из разряда не для слабонервных. Его проводила группа хирургов во главе с трансплантологом Сяопин Реном из медицинского центра в Харбине. Китайские врачи пересадили голову одной обезьяны на тело другой. При этом медики не пытались соединить волокна спинного мозга, они отрабатывали технологию восстановления кровоснабжения.
— По сути, трансплантологи из нашей команды повторили опыт Ричарда Уайта, который тот совершил в 1970 году, — поясняет Серджио Канаверо. — Но нам было важно убедиться в том, что если голову охладить до 15 градусов Цельсия, то ее можно без особых осложнений отделить от тела. Поскольку нейронная активность при такой температуре останавливается и мы сводим гибель клеток мозга к минимуму.
По словам Канаверо обезьяна перенесла операцию без тяжелых травм мозга, но спустя 20 часов после трансплантации животное умертвили по этическим соображениям. План исследований был выполнен и дальше мучить нашего меньшого брата смысла не было.
Несмотря на критические отзывы многих коллег в медицинском мире, Канаверо объявил о начале нового этапа в подготовке к трансплантации.
— Теперь мы будем ставить опыты по электростимуляции центральной нервной системы на человеческих трупах, — ошарашил публику нейрохирург.
Дело в том, что после клинической смерти человека существует примерно 3-часовое «окно возможностей», во время которого нейроны еще живы. В свое время в начале XIX века этот феномен использовал во время публичных демонстраций возможностей электричества некий Джованни Альдини — племянник Луиджи Гальвани, основателя электрофизиологии. Альдини подвергал воздействию электричества тела только что казненных преступников. Стоило поднести электрический провод к разным частям тела «жмурика», как на его лице возникали ужасные гримасы, открывались глаза, сжимались кисти рук, а тело сотрясали конвульсивные движения. Впечатленная этими экспериментами писательница Мери Шелли создала фантастический роман о докторе Франкенштейне и оживленном им монстре…
По мнению Канаверо, эти опыты доказывают, что кора головного мозга и его проекции на спинной мозг, остаются жизнеспособными, как минимум, 3 часа после смерти. Канаверо и его коллеги собираются пойти по пути Франкенштейна и проводить на покойниках эксперименты по регенерации нейронов головного мозга. Такие опыты необходимы не только для подготовки к трансплантации головы, но и откроют новые возможности для реанимации пациентов.
МЕЖДУ ТЕМ
Операция по пересадке головы — грандиозный пшик?
Несколько дней назад европейские СМИ поделились сенсацией: первая в мире пересадка головы пройдет в Германии в декабре 2017 года! Напомним, кандидат на эту уникальную операцию — 31-летний россиянин Валерий Спиридонов. У него редкий диагноз — «синдром Верднига — Гоффмана», который приводит к атрофии мышц. И если не дать Валерию новое тело, он умрет. Операцию готовится провести международная группа специалистов во главе с итальянским нейрохирургом Серджио Канаверо. Последние три года они искали денег на операцию (Канаверо уверяет, что надо порядка 20 миллионов долларов). Так, значит, они нашлись?
Мышь с поврежденным спинным мозгом учится заново ходить. Мышь с поврежденным спинным мозгом учится заново ходить