«Мой ребенок очень серьезно заболел, а врач, не дождавшись меня, даже не сообщил, а просто сказал, кинул диагноз «рак» и ушел. Ну, как так можно? Неужели нельзя было как-то по-другому себя повести в такой ситуации?» – возмущена читательница interfax.by.
О том, кто должен сообщать о тяжелом заболевании, кому и в какой форме, корреспондент портала узнавал у заместителя директора по вопросам стратегии и развития «Белорусского детского хосписа» Максима Александровича Подберезкина. «Проблема взаимоотношений врачей и тяжело больных пациентов у нас, как и во всем мире, безусловно, существует, и здесь намного больше нюансов, страхов и образовательных прорех, чем кажется на первый взгляд».
Барьер понимания. «Между больным и врачом, как правило, существует барьер понимания. Медицинские термины, названия медикаментов врач и пациент понимают по-разному, так как у них разная база и разный жизненный опыт. За словом «рак» у врача кроется много знаний, тогда как у пациента, кроме страхов, может ничего и не быть. То, что врач понимает сразу, пациенту необходимо объяснять снова и снова. Сообщение о неизлечимой болезни – тяжелейший стресс. Зачастую любой врач, сообщивший, что излечиться нельзя, становится «плохим» врачом, своеобразным «врагом», т.к. озвучивает совсем не то, что желает слышать пациент, пусть это и правда. А другой медик, ответивший хотя бы, что надежда всегда есть, пускай даже это 0,1%, сразу воспринимается как хороший специалист. И такое поведение людей абсолютно понятно, потому что человек в состоянии стресса хватается за любую соломинку».
Недостаток знаний. В наших медицинских вузах преподают только классическую (куративную) медицину, цель которой – выздоровление пациента. Но что должен делать врач, если выздоровление невозможно и смерть неизбежна? Это вопрос паллиативной медицины, которая направлена на обеспечение наилучших условий жизни людей с тяжелым заболеванием. Об этом нашим медикам, по сути, мало рассказывают, и врач попросту не знает, как себя вести в подобной ситуации, он не умеет сообщать травмирующую информацию – и поэтому старается сделать это как можно быстрее и незамедлительно удалиться, чтобы не увидеть эмоций. Он тоже переживает, но показать человеческую слабость – не профессионально. На базе Белорусского детского хосписа мы проводим обучающие семинары для медицинских работников из Беларуси и из-за рубежа. Наши психологи и специалисты по подготовленным программам объясняют и учат, как себя надо вести в трудных жизненных ситуациях.
Чего боятся тяжелобольные пациенты и их врачи? «Страх со стороны человека, который только что узнал об очень тяжелых проблемах со здоровьем, очевиден. Но надо сказать, что, согласно исследованиям, люди чаще всего боятся не самой смерти, а неизвестности, в которой они пребывают. Вопросы, которые чаще всего задают люди, столкнувшиеся с неизлечимой болезнью: «Будет ли мне больно? Как теперь изменится моя жизнь: смогу ли я работать, буду ли я вынужден лежать большую часть времени? Что будет с моим ребенком/мужем?» и т.д. Здесь опять возвращаемся к проблеме того, что врач действует так, как его научили – сообщает диагноз без объяснений. И, как ни странно, у врачей тоже есть свои страхи в таких ситуациях, самый распространенный – чувство вины за то, что не смог вылечить человека».
Как правильно сообщить о болезни? «Когда близкий человек очень серьезно заболел, важно не изолировать, не оставлять его одного в тот момент, когда, наоборот, особенно нужна поддержка близких. А такая изоляция может возникнуть, когда от заболевшего скрывается правда о серьезности его заболевания. Все об этом знают, а больному не говорят, он может чувствовать себя обманутым, во взаимоотношениях с близкими возникает барьер и, как результат, изоляция из-за невозможности поделиться своими переживаниями и страхами. Совместными усилиями мы перевели, доработали и издали книгу «Как сообщать плохие новости: Метод 10 шагов», в которой подробно описали, в какой форме врач, да и вообще любой человек, должен сообщать информацию, вызывающую сильный стресс».
Если говорить об основных правилах, то они следующие:
- Каждый человек имеет право знать правду, но если он не хочет ее слышать, говорить ее прямо сейчас не обязательно. Пациент всегда догадывается о плохом диагнозе, но бывает, что он еще не готов услышать правду. Врач приходит на беседу, а человек, ссылаясь на головную боль, сонливость – что угодно, – откладывает разговор. В таких случаях необходимо подождать.
- Сообщение о болезни – это не просто информирование, это беседа, которая должна проходить при определенных обстоятельствах. Необходимо, чтобы больной в такой сложный и ответственный момент был не один, а в присутствии близких людей, чувствовал их поддержку. Происходить все должно не мельком, в коридоре, а в спокойной и комфортной для пациента обстановке.
- Во время сообщения травмирующей информации постоянно спрашивайте человека, как он себя чувствует, что еще хочет узнать о болезни.
После подобных разговоров человек всегда находится в сильном стрессе, поэтому запоминает далеко не всю информацию, которую ему сообщили. Важно, чтобы врач оставил возможность для второй встречи или общения по телефону.