Почему в нашей воде так много железа? Можно ли пить воду из-под крана? Стоит ли использовать фильтры? TUT.BY задал специалистам «наивные вопросы» о питьевой воде из водопроводных кранов, колодцев и родников.
Почему вода пахнет хлором?
Во всех белорусских городах из кранов идет артезианская вода. Кроме одного — Минска. Жители столицы получают воду и из подземных скважин, и из поверхностного источника — Вилейско-Минской водной системы.
Правда, если вода из поверхностного источника — это не значит, что она плохая.
— Эта вода тоже высокого качества, — объясняет Василий Пашкевич, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института природопользования НАН Беларуси. — Но в поверхностных водах всегда присутствуют водорастворенные органические вещества природного происхождения.
У природной воды всегда есть желтоватый оттенок за счет гуминовых и фульвокислот. Он появляется из-за того, что после отмирания растений из них вымываются природные органические соединения. Наиболее ярко это проявляется, например, в болотных водах, когда их цвет напоминает чай или колу. В речных и озерных водах, если водосбор не заболочен, этих веществ немного, но они всегда есть. Они часто придают воде немного неприятный привкус.
Запах такой воды особенно усиливается, когда ее хлорируют.
— Не хлорировать такую воду нельзя, так как в поверхностных водах могут быть микробиологические загрязнения, — объясняет Василий Иванович. — Хлор применяют, чтобы обеззаразить воду и бороться с возможным загрязнением, которое возникает при прохождении по водопроводным системам.
Специалисты уверяют: пить воду с запахом хлора не вредно.
— Легкий запах хлора — гарантия того, что питьевая вода прошла обеззараживание, — объясняют в Республиканском центре гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. — От запаха хлора в воде можно избавиться путем применения фильтров.
Где в Беларуси самая чистая вода?
По данным за 2016 год, 17,01% проб из коммунальных водопроводов не соответствовали нормативам по санитарно-химическим показателям, и всего 0,66% — по микробиологическим. Чаще всего в воде оказываются превышены нормы по содержанию железа.
— При соприкосновении воды с воздухом коллоидное железо начинает выпадать в осадок и делает воду мутной, поэтому формально эта вода не соответствует нормам. По железу в Беларуси очень строгий норматив — максимум 0,3 миллиграмма в литре. А в природной воде, которую мы получаем из-под земли, часто бывают очень высокие содержания железа — 1,5 миллиграмма, 3 или даже 10 миллиграммов в литре.
Превышения норм по железу есть в 41% белорусских артезианских скважин. Самые насыщенные этим металлом воды — в районах, где много болот, в Брестской и Гомельской областях.
— Такие воды всегда проходят водоподготовку, обезжелезивание, — рассказывает Василий Иванович. — Но после обезжелезивания они часто обладают способностью брать железо из водопроводных труб. В таком случае происходит повторное загрязнение воды. Железо — это совершенно не опасный компонент. Его содержание относится к категории так называемых органолептических показателей качества воды. Это те показатели, которые не влияют на здоровье, а только ухудшают вкусовые и визуальные качества. Понятно, что такой водой не совсем удобно пользоваться, но это совершенно не опасное загрязнение.
Воду, загрязненную железом, обычно достаточно пропустить через угольный фильтр или отстоять.
— В домашних условиях очистить воду от железа можно с помощью специальных фильтров, — объясняют специалисты саннадзора. — Однако, при покупке нужно обратить особое внимание на информацию на упаковке. В ней должно быть указано, что данный фильтр предназначен для снижения концентрации железа в питьевой воде.
Какую воду пить нельзя?
Гораздо хуже вода в нерегулярных источниках — колодцах и неглубоких скважинах, которые берут воду из первого водоносного горизонта. По статистике, в прошлом году в 10,9% таких источников было микробное заражение, в 26,8% — химическое.
— Часто бывает, что в деревне есть водопровод, но люди пользуются водой из колодцев, — рассказывает Василий Иванович. — Почему? Как правило, поставить станцию обезжелезивания — довольно дорого. Часто на одиночных скважинах вода подается без водоподготовки: качают прямо в разводящую сеть, в воде оказывается много железа. И люди отказываются от этой воды, пользуются водой из колодца. В колодце вода хорошо аэрируется, все железо выпадает в осадок, даже если оно было первоначально в пласте. Нитраты ни в какой осадок не выпадают, они остаются в воде. Получается, что вода вроде и на вкус очень хорошая, но из-за повышенного содержания нитратов не соответствует санитарным требованиям.
Воду с превышением норм по нитратам пить нельзя.
— Высокое содержание нитратов в питьевой воде приводит к развитию метгемоглобинемии, симптомы которой особенно сильно проявляются у детей грудного возраста, — объясняют специалисты саннадзора. — При наличии стойкого нитратного загрязнения колодца воду из него следует употреблять только в хозяйственно-бытовых целях (стирка, уборка, поливка огорода), а для приготовления пищи и питья использовать иную воду, в том числе расфасованную в емкости.
«Все лишнее рано или поздно попадает в подземные воды»
Хотя родниковую воду принято считать чистой и целебной, из некоторых родников лучше не пить.
— Мы сталкивались со случаями повышенного содержания загрязняющих веществ в родниках, — вспоминает Василий Иванович. — Например, родник в минском Лошицком парке мы в первый раз опробовали в 1996 году. Тогда содержание нитратов в нем было 123 миллиграммов на литр при норме 45 — было превышение в три раза. В прошлом месяце мы его опробовали — нитратов было уже порядка 80 мг/л. Превышение есть, но ситуация улучшается.
Если рядом с родником нет заметного источника загрязнения — сельскохозяйственной постройки, оживленной трассы, заправки, свалки или туалета — воду из него можно пить смело. А вот вблизи таких источников вода может оказаться загрязнена.
— Мы проводили исследования и видели, что в грунтовых водах вдоль трасс, где применяются противогололедные смеси повышено содержание хлоридов и натрия, — рассказывает Василий Иванович. — Чуда не происходит: все «лишнее», что попадает на поверхность земли в результате деятельности человека, рано или поздно попадает и в подземные воды.
«Вместо природной воды предлагают дистиллят»
Чем больше в воде солей кальция и магния, тем она жестче. Жесткая вода оставляет отложения на кастрюлях и чайниках. По данным ВОЗ, жесткая вода не вредит здоровью.
Многим горожанам предлагают установить фильтры для очистки воды — иногда довольно дорогие. Ученый считает, что они нужны далеко не всегда.
— Это в общем-то хорошо, но, как правило, не нужно. Особенно когда приходят домой и показывают дешевый фокус с электролизом воды. (Через воду из-под крана пропускают электрический ток, в стакане выпадет бурый осадок из растворенных в ней веществ — TUT.BY). Конечно, в воде всегда есть растворенные вещества! Более того, в ней растворена масса полезных веществ. Вода — это слабый раствор природных солей. И конечно, если пропустить ток, они выпадут в осадок. Это совершенно естественно.
Угольные фильтры очищают воду от загрязняющих компонентов, а вот фильтры обратного осмоса могут сделать воду слишком чистой.
— Метод обратного осмоса полностью очищает воду от всех компонентов. И нежелательного компонента — железа — и неизбежно от других компонентов — кальция и магния. И вы уже будете пить не природную воду с полезными компонентами, а дистиллят, — рассказывает ученый.
Вода эта получается не совсем полноценная. Она будет вымывать из организма кальций и магний — те компоненты, которые мы наоборот стараемся получить из пищи. Если вы попьете такой воды, вы не заболеете и не умрете. Но если это будет постоянно из месяца в месяц, из года в год, то какие-то нежелательные процессы будут протекать.
Иногда фирмы, которые продают фильтры, дополнительно предлагают минерализаторы, которые насыщают воду солями.
— Конечно, лучше пить слегка минерализованную воду, — рассуждает Василий Иванович. — Правда, у нас нет необходимости вообще пользоваться этими фильтрами — в Беларуси хорошая водопроводная вода.
Источник: https://42.tut.by/574072