Shadow

«Няни особого назначения»

На базе Сморгонской первичной организацией «Огонёк надежды» Гід па жыцці/ ОО ”БелАПДИиМИ” создан общественный центр социальных услуг « особого назначения». Его работа направлена на поддержку семей, в которых проживают дети и молодые люди с инвалидностью. Инициатива реализуется в рамках проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью», при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

«Няни особого назначения» – это четыре активные и мотивированные мамы первичной организации. У одной из них, например, колоссальный опыт помощи собственному ребенку с двигательными нарушениями, которым она готова поделиться с другими родителями. Другая няня на собственном опыте хорошо знает, как найти подход к человеку с тяжелыми множественными нарушениями.
Социальные няни будут оказывать помощь разным семьям, и очень важно найти индивидуальный подход к каждому, независимо от его возраста и тяжести нарушений. В этом призваны помочь социальным няням психологические тренинговые занятия, которые провела опытный психолог Елена Мишина.

С какими сложностями сталкивается ребенка с инвалидностью, какие вопросы возникали у слушателей в процессе тренингов – читайте в материале, который подготовила Елена.

«Мама особенного ребенка – это сильная физическая и психологическая нагрузка. Любая женщина с рождением ребёнка теряет привычный ритм жизни и полностью зависит от малыша и всего того, что с ним происходит: проснулся в плохом настроении и плачет, заболел – нужно лечить, а ещё каждодневная готовка, стирка, гуляние, укладывание, которые проходят под девизом «Всё бы успеть!». Однообразие и рутина, а если еще добавляется серьезное заболевание, или родился «особенный малыш», ощущение беспомощности и бесконечности начинает пугать и заводит в тупик.

До рождения ребенка у большинства женщин было разнообразное общение в социуме, оно было разным по качеству и содержанию: с мужем, родителями, коллегами и подругами. А сейчас — ребенок с инвалидностью, врачи, больницы и такие же мамочки с детьми. Тематика разговоров сужена в зависимости от заболевания ребенка. Пословица «крутишься как белка в колесе», это как раз про такую маму. А если еще родные и близкие не всегда готовы понять и поддержать, она теряется, не знает с чего ей начать, не видит перспектив. Мало того, зачастую муж считает, что целый день был на работе и устал, а жена сидит дома, что тоже не способствует миру и взаимопониманию в семье, супруги перестают друг друга слышать, понимать. Бывают ситуации, когда мужчины уходят из семьи, и женщина остается один на один с решением всех проблем и вопросов.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Почему МРЭК не озвучивает пациентам установленные диагнозы? Отвечает эксперт

Помощь, когда в семье ребенок с инвалидностью, никогда не бывает лишней. Независимо сколько лет ребенку, 25 или 7, помощь нужна всегда. Вот здесь и может помочь няня, но зачастую это дорого и не все себе могут это позволить. Найти достойную кандидатуру на роль няни для ребенка не просто.

Местная инициатива «Няня особого назначения» дает мамам больше возможностей для решения своих вопросов, ведь во время ее отсутствия с ребенком остается человек, который не понаслышке знает о людях с инвалидностью (няни все это прошли вместе со своими детьми).

Няням же наши занятия дают возможность оказать качественную поддержку семьям, найдя индивидуальный подход к каждому своему подопечному.

Занятия которые проводила я как психолог, были разной направленности, это и поддержка семей детей раннего возраста, и налаживание коммуникации с людьми с тяжелыми нарушениями речи или отсутствием речи, помощь людям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми множественными нарушениями, помощь людям с интеллектуальными нарушениями и нарушениями аутистического спектра. Надо отметить, что няни очень ответственно подходили к теории, задавали вопросы.

Все наши встречи проходили в форме конструктивного диалога, они делились своим опытом, я своими знаниями и опытом работы в Сморгонском ЦКРОиР. Видела, что люди заинтересованы и серьезно подходят ко всем занятиям. Нужно отметить и тот факт, что сами, воспитывая детей с инвалидностью, они не растеряли энергию, позитивный настрой.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Дети-смайлики. Как живут и умирают дети со спинальной мышечной атрофией

Очень много вопросов возникало по работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра. Вот некоторые рекомендации, которые были даны в ходе занятия:

  1. Ровный эмоциональный фон.
    Нужно все фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе. Разговаривать при этом спокойно и нейтрально.
  2. Никогда не говорить ребенку много слов.
    Если говорить ребёнку с аутизмом длинные предложения из сложных слов, он потеряет мысль уже после третьего слова, а на четвёртом и вовсе перестает слушать.
    Например, не стоит говорить: «А кто это у нас насорил? А ну-ка отнеси синюю машинку и кубики в корзинку возле двери», для ребёнка понятней фраза: «Убери игрушки в корзину». Для него длинная тирада – это мучение, длинная речь превращается в шум и перестаёт быть функциональной. Говорить нужно кратко, структурировано, чётко и максимально понятно.
  3. Во время разговора важен глазной контакт.
    Для того, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно обязательно сесть напротив него и посмотреть в глаза, после уже требовать выполнения какого-либо действия.

4. Зрительное восприятие лучше, чем словесное.

Если есть возможность показать, показывайте. Если ребёнок умеет читать, то написанное слово для него лучше произнесённого.

Например, если сказать ребёнку – «Сделай задание, и ты поиграешь на компьютере», он может вас не понять. Если же показать с помощью картинок, что сделав это, ты получишь игру – он вас поймёт. Для этого хорошо подходят карточки PECS.

  1. Никогда не поощряйте плохое поведение.
    Очень часто случается, что родители реагируют на плохое поведение словами и действиями – «Не делай этого!», «Прекрати сейчас же», «Не трогай» и т.д. Вследствие чего происходит, что родитель оказывает ребёнку огромное внимание, и в следующий раз, если по каким-либо причинам игнорировать ребёнка, он сделает именно то, что привлечёт внимание взрослого и именно для того, чтобы взрослый на это отреагировал.
    Пример неправильных действий:
    Когда ребёнок играет хорошо – мама моет посуду, готовит или занимается другими делами, но если же он разобьёт чашку, мама тут же прибежит к ребёнку.
    Делать нужно с точностью да наоборот, хорошее поведение – поощрять, плохое – игнорировать полностью. Если же поведение ребёнка предоставляет опасность для окружающих или для самого ребёнка, нужно молча, не смотря в глаза, крепко держать его руки. Как только ребёнок успокоится, можно проявить к нему внимание.
    Родители и взрослые, которые окружают ребёнка, должны поощрять хорошее и не замечать плохого.
  2. Поощрять ребёнка, когда он не совершает ничего плохого.
    Нужно дать понять ребёнку, что, когда у него хорошее поведение – его замечают и любят. Даже если он ничего не делает нужно обратить его внимание, например, сказав: «Какой ты красивый», «Какой ты умный», «Какая у тебя хорошая улыбка», придумать можно что угодно. Главным фактором является обратить внимание ребёнка на себя в момент, когда он не делает ничего плохого.
ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Исследование: дети, получившие «Спинразу» до первых симптомов СМА, не нуждаются в ИВЛ

Я думаю, что , реализуемые в г. Сморгони по проекту международной технической помощи «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью» в рамках местной инициативы «Няня особого назначения», будут востребованы.

В работе няни основное – отталкиваться от потребностей ребенка и запросов родителей. В первую очередь, это, конечно же, уход и присмотр, помощь родителям в уходе за ребенком с инвалидностью, но значение имеет и включенность няни в общение с ребенком, постоянный контакт с ребенком. Уверена, что такие проекты нужны как семьям, воспитывающих детей с инвалидностью, так и тем, кто им помогает.

Источник https://lifeguide.by

Связанные записи


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *