Shadow

«Няни особого назначения»

На базе Сморгонской первичной организацией «Огонёк надежды» Гід па жыцці/ ОО ”БелАПДИиМИ” создан общественный центр социальных услуг « особого назначения». Его работа направлена на поддержку семей, в которых проживают дети и молодые люди с инвалидностью. Инициатива реализуется в рамках проекта «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью», при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

«Няни особого назначения» – это четыре активные и мотивированные мамы первичной организации. У одной из них, например, колоссальный опыт помощи собственному ребенку с двигательными нарушениями, которым она готова поделиться с другими родителями. Другая на собственном опыте хорошо знает, как найти подход к человеку с тяжелыми множественными нарушениями.
Социальные няни будут оказывать помощь разным семьям, и очень важно найти индивидуальный подход к каждому, независимо от его возраста и тяжести нарушений. В этом призваны помочь социальным няням психологические тренинговые занятия, которые провела опытный психолог Елена Мишина.

С какими сложностями сталкивается семья ребенка с инвалидностью, какие вопросы возникали у слушателей в процессе тренингов – читайте в материале, который подготовила Елена.

«Мама особенного ребенка – это сильная физическая и психологическая нагрузка. Любая женщина с рождением ребёнка теряет привычный ритм жизни и полностью зависит от малыша и всего того, что с ним происходит: проснулся в плохом настроении и плачет, заболел – нужно лечить, а ещё каждодневная готовка, стирка, гуляние, укладывание, которые проходят под девизом «Всё бы успеть!». Однообразие и рутина, а если еще добавляется серьезное заболевание, или родился «особенный малыш», ощущение беспомощности и бесконечности начинает пугать и заводит в тупик.

До рождения ребенка у большинства женщин было разнообразное общение в социуме, оно было разным по качеству и содержанию: с мужем, родителями, коллегами и подругами. А сейчас — ребенок с инвалидностью, врачи, больницы и такие же мамочки с детьми. Тематика разговоров сужена в зависимости от заболевания ребенка. Пословица «крутишься как белка в колесе», это как раз про такую маму. А если еще родные и близкие не всегда готовы понять и поддержать, она теряется, не знает с чего ей начать, не видит перспектив. Мало того, зачастую муж считает, что целый день был на работе и устал, а жена сидит дома, что тоже не способствует миру и взаимопониманию в семье, супруги перестают друг друга слышать, понимать. Бывают ситуации, когда мужчины уходят из семьи, и женщина остается один на один с решением всех проблем и вопросов.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Пора отдохнуть! Как в Гродненской области дают «социальную передышку» родителям тяжелобольных детей

Помощь, когда в семье ребенок с инвалидностью, никогда не бывает лишней. Независимо сколько лет ребенку, 25 или 7, помощь нужна всегда. Вот здесь и может помочь няня, но зачастую это дорого и не все себе могут это позволить. Найти достойную кандидатуру на роль няни для ребенка не просто.

Местная инициатива « особого назначения» дает мамам больше возможностей для решения своих вопросов, ведь во время ее отсутствия с ребенком остается человек, который не понаслышке знает о людях с инвалидностью (няни все это прошли вместе со своими детьми).

Няням же наши занятия дают возможность оказать качественную поддержку семьям, найдя индивидуальный подход к каждому своему подопечному.

Занятия которые проводила я как психолог, были разной направленности, это и поддержка семей детей раннего возраста, и налаживание коммуникации с людьми с тяжелыми нарушениями речи или отсутствием речи, помощь людям с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми множественными нарушениями, помощь людям с интеллектуальными нарушениями и нарушениями аутистического спектра. Надо отметить, что няни очень ответственно подходили к теории, задавали вопросы.

Все наши встречи проходили в форме конструктивного диалога, они делились своим опытом, я своими знаниями и опытом работы в Сморгонском ЦКРОиР. Видела, что люди заинтересованы и серьезно подходят ко всем занятиям. Нужно отметить и тот факт, что сами, воспитывая детей с инвалидностью, они не растеряли энергию, позитивный настрой.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Поставщик президентского фонда «Круг добра» ведет переговоры о производстве в России препарата от СМА. Стоимость лекарства для одного пациента — от 20 миллионов рублей в год

Очень много вопросов возникало по работе с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра. Вот некоторые рекомендации, которые были даны в ходе занятия:

  1. Ровный эмоциональный фон.
    Нужно все фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе. Разговаривать при этом спокойно и нейтрально.
  2. Никогда не говорить ребенку много слов.
    Если говорить ребёнку с аутизмом длинные предложения из сложных слов, он потеряет мысль уже после третьего слова, а на четвёртом и вовсе перестает слушать.
    Например, не стоит говорить: «А кто это у нас насорил? А ну-ка отнеси синюю машинку и кубики в корзинку возле двери», для ребёнка понятней фраза: «Убери игрушки в корзину». Для него длинная тирада – это мучение, длинная речь превращается в шум и перестаёт быть функциональной. Говорить нужно кратко, структурировано, чётко и максимально понятно.
  3. Во время разговора важен глазной контакт.
    Для того, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно обязательно сесть напротив него и посмотреть в глаза, после уже требовать выполнения какого-либо действия.

4. Зрительное восприятие лучше, чем словесное.

Если есть возможность показать, показывайте. Если ребёнок умеет читать, то написанное слово для него лучше произнесённого.

Например, если сказать ребёнку – «Сделай задание, и ты поиграешь на компьютере», он может вас не понять. Если же показать с помощью картинок, что сделав это, ты получишь игру – он вас поймёт. Для этого хорошо подходят карточки PECS.

  1. Никогда не поощряйте плохое поведение.
    Очень часто случается, что родители реагируют на плохое поведение словами и действиями – «Не делай этого!», «Прекрати сейчас же», «Не трогай» и т.д. Вследствие чего происходит, что родитель оказывает ребёнку огромное внимание, и в следующий раз, если по каким-либо причинам игнорировать ребёнка, он сделает именно то, что привлечёт внимание взрослого и именно для того, чтобы взрослый на это отреагировал.
    Пример неправильных действий:
    Когда ребёнок играет хорошо – мама моет посуду, готовит или занимается другими делами, но если же он разобьёт чашку, мама тут же прибежит к ребёнку.
    Делать нужно с точностью да наоборот, хорошее поведение – поощрять, плохое – игнорировать полностью. Если же поведение ребёнка предоставляет опасность для окружающих или для самого ребёнка, нужно молча, не смотря в глаза, крепко держать его руки. Как только ребёнок успокоится, можно проявить к нему внимание.
    Родители и взрослые, которые окружают ребёнка, должны поощрять хорошее и не замечать плохого.
  2. Поощрять ребёнка, когда он не совершает ничего плохого.
    Нужно дать понять ребёнку, что, когда у него хорошее поведение – его замечают и любят. Даже если он ничего не делает нужно обратить его внимание, например, сказав: «Какой ты красивый», «Какой ты умный», «Какая у тебя хорошая улыбка», придумать можно что угодно. Главным фактором является обратить внимание ребёнка на себя в момент, когда он не делает ничего плохого.
ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:  Путин: нужно решить вопрос об обеспечении лекарствами лиц с СМА старше 18 лет

Я думаю, что мероприятия, реализуемые в г. Сморгони по проекту международной технической помощи «Искусство за инклюзию людей с инвалидностью» в рамках местной инициативы « особого назначения», будут востребованы.

В работе няни основное – отталкиваться от потребностей ребенка и запросов родителей. В первую очередь, это, конечно же, уход и присмотр, помощь родителям в уходе за ребенком с инвалидностью, но значение имеет и включенность няни в общение с ребенком, постоянный контакт с ребенком. Уверена, что такие проекты нужны как семьям, воспитывающих детей с инвалидностью, так и тем, кто им помогает.

Источник https://lifeguide.by


Связанные записи


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *